Об утверждении Порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Красноармейского района Чувашской Республики
Об утверждении Порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Красноармейского района Чувашской Республики |
|
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом Красноармейского района и Положением о регулировании бюджетных правоотношений в Красноармейском районе Чувашской Республики, утвержденным решением Собрания депутатов Красноармейского района от 25.11.2016 № С-12/3,
Собрание депутатов Красноармейского района р е ш и л о:
- Утвердить прилагаемый Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Красноармейского района Чувашской Республики.
- Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования в информационном издании «Вестник Красноармейского района».
Глава
Красноармейского района В.И. Петров
Приложение
к решению Собрания депутатов Красноармейского района
от 22.05.2020 2020 года № С-49/_
ПОРЯДОК
проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Красноармейского района Чувашской Республики
- I. Общие положения
1.1. Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Красноармейского района Чувашской Республики (далее по тексту – Порядок) подготовлен для организации исполнения требования статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», федеральных законов и законов Чувашской Республики, регулирующих бюджетные правоотношения, Положения о регулировании бюджетных правоотношений в Красноармейском районе Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Красноармейского района от 25.11.2016 № С-12/3 (далее по тексту – Положение).
1.2. Целью Порядка является установление общих правил и процедур проведения Контрольно-счетным органом Красноармейского района Чувашской Республики (далее по тексту – КСО) внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Красноармейского района Чувашской Республики за отчетный финансовый год (далее по тексту – внешняя проверка) совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту – ГАБС).
1.3. Порядок разработан на основе стандарта финансового контроля (СФК типовой) «Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств», утвержденного решением Президиума Союза МКСО (протокол заседания Президиума Союза МКСО от 25.09.2012 г. № 4 (30), п. 6.2.).
1.4. Порядок предназначен для применения сотрудниками КСО (далее по тексту – проверяющие), участвующими при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, программы которые включают вопросы проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании средств бюджета и муниципальной собственности Красноармейского района Чувашской Республики.
1.5. Порядок является нормативным правовым актом, устанавливающим основные критерии и общую систему целенаправленных, систематических и сбалансированных шагов или действий, которым должны следовать проверяющие при проведении внешней проверки.
1.6. Цель Порядка – установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств, годового отчёта об исполнении местного бюджета и подготовки заключения КСО.
1.7. Задачи Порядка:
- определение общих правил и процедур проведения внешней проверки;
- определение методических основ проведения внешней проверки и подготовки заключения;
- определение структуры, содержания и основных требований к заключению на проект решения Собрания депутатов Красноармейского района об исполнении бюджета Красноармейского района Чувашской Республики за отчетный финансовый год (далее по тексту – проект решения).
- Содержание внешней проверки
2.1. Целью проведения внешней проверки является:
- установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчётности, а также представленных в составе проекта решения документов и материалов; соответствие порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
- установление достоверности бюджетной отчетности ГАБС;
- установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решениями Собрания депутатов Красноармейского района;
- оценка эффективности и результативности использования в отчётном финансовом году бюджетных средств;
- выработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальными финансами и муниципальной собственностью.
- подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
2.2. Основными задачами проведения внешней проверки является:
- проверка соблюдения требований к порядку составления и представления годовой отчетности об исполнении бюджета;
- выборочная проверка соблюдения требований законодательства по организации и ведению бюджетного учета;
- проверка и анализ исполнения бюджета по данным годового отчета, выявление нарушений и отклонений в процессах формирования и исполнения бюджета, своевременное предупреждение факторов, способных негативно повлиять на реализацию бюджетного процесса в Красноармейском районе;
- решение прочих контрольных и экспертно-аналитических задач, направленных на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- определение степени выполнения бюджетополучателями плановых заданий по предоставлению муниципальных услуг.
2.3. Предмет внешней проверки:
- годовой отчёт об исполнении бюджета за отчётный финансовый год;
- годовая бухгалтерская и бюджетная отчётность ГАБС, дополнительные материалы, документы и пояснения к ним.
2.4. Объектами проверки являются ГАБС (главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета).
III. Методические основы проведения внешней проверки
Методической основой внешней проверки является сравнительный анализ показателей, составляющих информационную основу, между собой и соответствия отчёта об исполнении бюджета Красноармейского района решению о бюджете на очередной финансовый год, требованиям БК РФ и нормативным правовым актам Российской Федерации, Чувашской Республики, Красноармейского района.
Основным методологическим принципом является сопоставление информации, полученной по конкретным видам доходов, направлениям расходования средств бюджета Красноармейского района, с данными, содержащимися в бухгалтерских, отчётных и иных документах проверяемых объектов.
В целях определения эффективности использования средств бюджета Красноармейского района возможно сопоставление данных за ряд лет.
Основными приёмами финансового анализа по данным бюджетной отчётности являются:
- чтение отчётности,
- горизонтальный анализ,
- вертикальный анализ.
Чтение отчётности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением субъекта анализа по данным баланса, сопутствующим формам и приложениям к ним. По данным бюджетной отчётности можно судить об имущественном положении организации, характере его деятельности, соотношении средств по их видам в составе активов и т.д. В процессе чтения отчётности важно рассматривать показатели разных форм отчётности в их взаимосвязи.
Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа данных бюджетной отчётности.
В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции отчётности с соответствующей позицией предыдущего года. Кроме того, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей отчётности за определённый период и построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящих в состав отчётности.
Цель вертикального анализа – вычисление удельного веса отдельных статей в итоге отчёта, выяснение структуры. Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. В процессе такого анализа целесообразно использование не только данных бюджетной отчётности, но и актов проверок, входящих и исходящих писем по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, плановую информацию и данные внутренних отчётов. Ознакомление с ними позволяет получить дополнительный материал для всестороннего изучения специфики деятельности учреждения.
- IV. Организация внешней проверки
4.1. Внешняя проверка проводится на основании плана работы КСО на текущий год.
4.2. Внешняя проверка включает в себя:
- проверку годового отчета об исполнении бюджета;
- проверку бюджетной отчетности;
- оформление заключения.
4.3. Организация внешней проверки включает следующие этапы:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
4.4. На подготовительном этапе:
- проводится сбор и изучение правовой базы, в соответствии с которой должен был исполняться бюджет;
- проводится изучение публикаций и полученной информации и сведений по запросам.
Результатом проведения данного этапа является подготовка программы внешней проверки.
4.5. Основной этап внешней проверки заключается в:
- экспертно-аналитических мероприятиях, по анализу данных годового отчета об исполнении бюджета и данных бюджетной отчетности ГАБС;
- выборочной проверки достоверности данных бюджетной отчетности;
- итогов проведенных контрольных мероприятий в течение года.
Результатом проведения данного этапа внешней проверки являются заключения.
4.6. На заключительном этапе оформляется заключение на годовой отчет об исполнении бюджета.
4.7. Внешняя проверка начинается с издания приказа председателя КСО.
- V. Общие принципы и требования к проведению внешней проверки
5.1. Главные распорядители средств бюджета Красноармейского района, главные администраторы доходов бюджета Красноармейского района, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Красноармейского района (далее по тексту – главные администраторы бюджетных средств) не позднее 1 марта текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в КСО для внешней проверки.
Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств оформляются заключениями по каждому главному администратору средств в срок до 1 апреля текущего финансового года.
5.2. Годовой отчет об исполнении бюджета Красноармейского района за отчетный финансовый год и иные документы, подлежащие представлению в Собрание депутатов Красноармейского района одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета Красноармейского района, направляются администрацией Красноармейского района в КСО для подготовки заключения не позднее 1 апреля текущего финансового года.
С учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств КСО готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Красноармейского района за отчетный финансовый год и не позднее 25 апреля текущего финансового года представляет его в Собрание депутатов Красноармейского района, а также направляет его в администрацию Красноармейского района.
5.3. При проведении внешней проверки проверяющие должны руководствоваться нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики и муниципальными нормативными правовыми актами Красноармейского района.
5.4. Объем мероприятий по внешней проверке определяется перечнем и характером контрольных и экспертных процедур, которые необходимы для достижения цели внешней проверки при заданных обстоятельствах.
5.5. Перечень контрольных и экспертных процедур определяется в соответствии с Программой проведения внешней проверки.
5.6. В процессе реализации контрольных и экспертных полномочий проверяющие должны строить взаимоотношения с руководством и представителями (должностными лицами) объекта проверки на основе взаимного уважения.
При общении с руководством и должностными лицами объекта внешней проверки проверяющим следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики.
5.7. Проведение контрольного и экспертного мероприятия подлежит документированию.
5.8. Проверяющие несут ответственность за сохранность документов и конфиденциальность полученной в ходе контрольного мероприятия информации.
- VI. Формы и методы проведения внешней проверки
6.1. При проведении внешней проверки осуществляются следующие формы контроля:
- экспертно-аналитические мероприятия (экспертиза) по анализу данных бюджетной отчётности и иной информации об исполнении бюджета;
- контрольно-ревизионные мероприятия по проверке достоверности данных бюджетной отчётности.
6.2. Внешняя проверка в разрезе объектов контроля может проводиться на камеральном и выездном уровне.
Под камеральной проверкой понимается проведение контрольного мероприятия на основании представленных объектом проверки документов (информации) без выхода на объект проверки.
Выездная проверка проводится непосредственно по месту нахождения объекта контроля.
Решение о форме проведения контрольного мероприятия принимается на подготовительном этапе проверки.
6.3. Методы проведения внешней проверки:
- сплошная проверка;
- выборочная проверка (отбор отдельных элементов).
Определение метода проведения внешней проверки зависит от результатов предварительного изучения деятельности, оценки надежности системы внутреннего контроля, рисков хозяйственной деятельности объекта проверки, а также возможностей организационного, материально-технического и кадрового обеспечения КСО.
6.4. Проверка проводится методом достоверности и последовательности показателей бюджетной отчетности и регистров бюджетного учета.
6.5. Проверка проводится по каждой форме бюджетной отчетности раздельно путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме с остатками и оборотами по счетам главной книги.
6.6. В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в форме отчетности, не могут быть проверены по данным главной книги, то проверяющие используют соответствующие регистры аналитического учета.
6.7. Проверка достоверности позволяет определить:
- согласуется ли между собой результаты операций, финансовые положение и другая информация в бюджетной отчетности;
- должным ли образом раскрыта необходимая информация и правильно ли квалифицированы и представлены данные в бюджетной отчетности;
- соответствует ли бюджетная отчетность всем требованиям законодательства и других нормативных актов, применяемых в деятельности муниципального образования.
6.8. Контрольные процедуры, проводимые при внешней проверке, делятся по характеру используемого материала (информации) на документальные и фактические.
Документальная проверка проводится на основе первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетных смет и расчетов к ним, отчетности, нормативной и другой документации, подлежащей предоставлению объектом проверки. К основным приемам документальной проверки относятся:
- формальная и арифметическая проверка документов (точность заполнения бланков и регистров учета, наличие в них необходимых реквизитов, а также подсчет сумм и итогов);
- встречная проверка документов или записей (в том числе логическая проверка – определение объективной возможности и необходимости совершения операции, определение реальной взаимосвязи событий);
- экономическая и финансовая экспертиза совершенных хозяйственных операций;
- приемы экономического анализа (сравнения, сопоставления, анализ показателей отчетности и т.д.);
- технико-экономические расчеты.
6.9. Процедуры, осуществляемые при проведении внешней проверки, предусматривают:
1) проверку порядка организации и реализации бюджетного процесса в муниципальном образовании:
а) проверку соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс (формирование и исполнение бюджета, сводной бюджетной росписи, бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса, уведомлений о бюджетных ассигнованиях);
б) анализ исполнения бюджета за отчетный финансовый год (порядок внесения изменений в бюджетную роспись, структура доходной и расходной частей бюджета, соответствие показателей исполнения бюджета плановым показателям);
в) анализ выявленных нарушений и недостатков по характеру, существенности (качественной и количественной) и причинам их возникновения;
2) проверку годовой отчетности об исполнении бюджета муниципального образования на:
а) соответствие порядка подготовки годовой отчетности (по форме и полноте представления) требованиям законодательства о бюджетной отчетности;
б) соответствие показателей отчетности данным представленных объектом контроля бюджетных регистров, правильности представления и раскрытия информации об активах и обязательствах, финансово-хозяйственных операциях в бюджетной отчетности (достоверность показателей годового отчета);
в) соответствие плановых показателей, указанных в отчётности ГАБС, показателям утверждённого бюджета с учётом изменений внесённых в ходе исполнения бюджета;
г) соответствие фактических показателей, указанных в отчётности ГАБС, данным отчётности подведомственных получателей бюджетных средств (далее по тексту – ПБС);
д) корректность формирования сводной отчетности, консолидации показателей, а именно правильность суммирования одноименных показателей форм бюджетной отчетности ПБС, главного распорядителя бюджетных средств и финансового органа по соответствующим строкам и графам, исключение в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
е) установление полноты бюджетной отчётности ГАБС и её соответствия требованиям нормативных правовых актов, в т.ч. необходимо провести анализ представленной к проверке отчётности ГАБС по составу, содержанию, прозрачности и информативности показателей. Под прозрачностью и информативностью годового отчёта (бюджетной отчётности) понимается отражение в ней информации в таком объёме и структуре, которые позволяют сформировать адекватную информацию (представление) обо всех составляющих исполнения бюджета в целом (годовой отчёт) или по бюджетной отчётности ГАБС.
ж) проверку соблюдения контрольных соотношений (арифметических увязок) между показателями различных форм отчетности и пояснительной записки.
VII. Порядок проведения внешней проверки
7.1. Проведение внешней проверки подлежит планированию.
7.2. При планировании внешней проверки учитываются:
- установленные законодательством сроки подготовки бюджетной отчетности и формирования заключения на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования;
- степень обеспеченности КСО ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- квалификация и опыт работы;
- профессиональная компетентность и опыт проверяющих, планируемых к участию в контрольном мероприятии.
7.3. Информационной основой для проведения внешней проверки являются материалы (документы, информации), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам КСО из внешних источников материалы.
7.4. Непосредственно проведение контрольных процедур начинается с момента получения от объекта проверки годового отчета об исполнении бюджета и прочей информации, необходимой для проведения контрольного мероприятия.
7.5. Перечень контрольных процедур определяется на этапе подготовки к внешней проверке и может корректироваться в ходе мероприятия с целью получения достаточных надлежащих доказательств, необходимых для формулирования обоснованных выводов и формирования заключения на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования.
7.6. Доказательства представляют собой информацию, полученную при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.
7.7. Достаточность представляет собой количественную меру доказательств и предполагает обеспечение уверенности в правильности сделанных выводов по результатам проведения контрольного мероприятия.
7.8. Надлежащими считаются доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.
7.9. Доказательствами при проведении внешней проверки являются:
- первичные учетные документы;
- регистры бухгалтерского учета;
- бюджетная, статистическая и иная отчетность;
- результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия и оформленные рабочими документами;
- письменные заявления и разъяснения руководителя и должностных лиц объектов внешней проверки;
- документы и сведения, полученные из других достоверных источников (органы казначейства и др.).
7.10. Проверяющему необходимо получить письменные заявления и разъяснения от руководства объекта проверки по всем вопросам, являющимся существенными для целей контрольного мероприятия, если предполагается, что получить достаточные надлежащие доказательства другим путем не представляется возможным.
Заявления и разъяснения должны быть оформлены в письменном виде с указанием необходимой информации, даты, должности и фамилии, имени, отчества составителя и содержать его подпись.
Если заявления и разъяснения руководства объекта проверки противоречат другим полученным в ходе проверки доказательствам, необходимо исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства объекта проверки по аналогичным или другим вопросам.
7.11. В ходе проведения выездной внешней проверки запросы дополнительной информации осуществляются в оперативном режиме. В случае непредставления или преднамеренной задержки в представлении информации запросы оформляются в письменном виде с указанием даты и времени запроса, а также отметкой о получении запроса представителями объекта внешней проверки.
7.12. В случае представления информации ненадлежащего вида, непредставления информации или представления ее в неполном объеме составляется акт по факту непредставления сведений по запросу КСО.
7.13. Оценка надежности доказательств основывается на следующем:
- доказательства, полученные из внешних источников (в том числе органов государственной власти), как правило, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта контроля;
- надежность доказательств, полученных от объекта контроля, тем выше, чем качественнее система бюджетного учета и выше оценка системы внутреннего контроля объекта проверки;
- доказательства, полученные непосредственно проверяющим, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта внешней проверки;
- доказательства в документальной форме и письменные заявления более надежны, чем доказательства и заявления в устной форме;
- устные и письменные заявления и разъяснения руководства и должностных лиц объекта проверки не являются заменой достаточных надлежащих надежных доказательств.
7.14. Доказательства более надежны, если они получены из разных источников, имеют идентичное или разное содержание, но при этом не противоречат друг другу. В таких случаях обеспечивается более высокая степень уверенности в выводах, сделанных в ходе контрольного мероприятия, по сравнению с той, которая имела бы место при рассмотрении доказательств по отдельности.
Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, проверяющим должны быть определены дополнительные контрольные процедуры, необходимые для выяснения причин такого несоответствия.
7.15. Количественная и качественная характеристики доказательств, полученных в ходе реализации контрольных полномочий, влияют на формирование профессионального мнения проверяющего и выдачу заключения на годовой отчет.
7.16. Проверяющий получает доказательства путем выполнения соответствующих контрольных процедур.
7.17. По окончании проведения контрольных и аналитических процедур проверяющие должны:
- сформулировать выводы по результатам проверки в разрезе каждого объекта контроля и подготовить соответствующее заключение на годовой отчет;
- согласовать результаты внешней проверки с руководством объекта контроля.
VIII. Оформление результатов внешней проверки
8.1. Результаты проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств оформляется заключением.
8.2. По всем расхождениям, выявленным в ходе проверки, необходимо получить пояснения ответственных лиц.
8.3. При наличии не достоверных данных, указать причины и следствия, которые привели к не достоверности бюджетной отчетности.
8.4. В заключении в обязательном порядке указывается наличие расхождений показателей бюджетного учета и отчетности, их причины и методы исправления.
8.5. По итогам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Красноармейского района за отчетный финансовый год КСО готовится заключение в разрезе закрепленных направлений деятельности с учётом результатов проверок ГАБС, тематических проверок и экспертно-аналитических мероприятий.
8.6. В заключении должны содержаться следующие основные сведения:
- сравнение данных отчета об исполнении бюджета с утвержденными показателями бюджета;
- анализ исполнения доходной части бюджета по основным источникам, в том числе налоговым и неналоговым доходам бюджета;
- анализ исполнения расходной части бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации;
- анализ использования средств резервного фонда на основании данных отчета об использовании средств резервного фонда;
- анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, источников финансирования дефицита бюджета.
8.7. Структура заключение должна содержать следующие части:
- наименование контрольного органа, проводившего внешнюю проверку;
- предмет внешней проверки;
- объекты внешней проверки;
- основной текст заключения;
- выводы о возможности принятия проекта решения годового отчета об исполнении бюджета Красноармейского района за отчетный финансовый год;
- подпись руководителя контрольного органа.