О праве на возврат электронного авиабилета, купленный по промоакции с условием «билет не подлежит возврату»
Стоимость авиабилета возвращается в случае вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с его болезнью или болезнью, а также смертью члена его семьи либо близкого родственника, задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию, изменением перевозчиком маршрута перевозки и т.д.
Если авиабилет приобретен с условием о невозврате платы за него (невозвратный билет), его стоимость при отказе от перелета не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств (например, аэропортовых сборов) (пп. 4 п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).
Независимо от наличия или отсутствия условия о невозвратности стоимость авиабилета возвращается в случае вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с (п. 2 ст. 108 ВК РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82; п. п. 116, 117 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155):
- его болезнью или болезнью члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на самолете (указанный факт должен быть подтвержден документально), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс.
Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (п. 3 ст. 108 ВК РФ);
- смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;
- задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию;
- изменением перевозчиком маршрута перевозки;
- несостоявшейся отправкой пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
- несостоявшейся перевозкой, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при его личном досмотре или досмотре багажа не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- необеспечением перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
- неправильным оформлением билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
- непредоставлением пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете.
Также перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях (п. 227 Федеральных авиационных правил).
Обратите внимание! Если авиакомпания отменила рейс и вместо возврата денег предлагает ваучеры на будущие перелеты, направьте ей письменную претензию с требованием о возврате платы. В случае спора переписку с авиакомпанией посредством социальных сетей и форм приема обращений на ее сайте суд может не признать доказательством соблюдения претензионного порядка.