О Единых правилах в области защиты прав потребителей
18.12.2024 года вступили в силу Единые правила в области защиты прав потребителей, утвержденные Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 06.12.2024 (далее - Единые правила), которые являются гражданско-правовым актом и изложенные в них нормы должны применяться при установлении, исполнении, изменении и прекращении соответствующих правоотношений с участием потребителей.
Документ предназначен для регулирования отношений между потребителями и различными участниками рынка в Союзном государстве, а также для обеспечения высокого уровня правовой защиты для российских и белорусских потребителей. Национальное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь в области защиты прав потребителей подлежит применению в части, не противоречащей Единым правилам.
Единые правила отличаются от Закона о защите прав потребителей не существенно, но они есть. В частности, Едиными правилами расширены понятия изготовителя, продавца, исполнителя. Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца. В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, включены также поставщики.
Согласно Единым правилам продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе.
Также сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (то есть на гарантийный ремонт) сокращение значительное: с 45 до 14 дней.
Конкретизирован срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора – 7-дневный срок.
Расширена сфера ответственности маркетплейсов, которые обязаны обеспечить соблюдение требований Единых правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке, а также обеспечить условия для предоставления ими полной и достоверной информации о реализуемой продукции.
Введено обобщающее понятие для всех объектов потребительских правоотношений – «продукция». Продукция в соответствии с Едиными правилами – это товар, результат работы, услуга, цифровой продукт.
В Единые правила включено новое для потребительского законодательства понятие — «цифровой продукт». К цифровым продуктам относятся программы и элементы программ для ЭВМ, фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату). Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава Единых правил.
С полным текстом Единых правил можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://посткомсг.рф/docs/item/241307/.