Искусственная освещенность в образовательных организациях
Правильное освещение сохранит зрение и хорошее настроение! Свет оказывает огромное биологическое действие на организм человека, особенно детский. Хорошее освещение оказывает положительное психологическое воздействие, оказывает тонизирующее, положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу, способствует нормальному росту и развитию, улучшает иммунобиологические показатели. Также большую часть информации человек получает через органы зрения. Поэтому в функциональных помещениях в организациях и учреждениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.
При осуществлении образовательной деятельности в организациях для детей и подростков, создание и обеспечение оптимальных уровней освещенности, в учебных классах и в функциональных помещениях являются обязательным условием правильного учебного процесса и сохранения здоровья обучающихся. Требования к искусственному освещению установлены Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, светло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, не допускается использовать в одном помещении разные типы ламп, а также лампы с разным светоизлучением.
Для искусственного освещения следует использовать энергоэффективные источники света, отдавая предпочтение при равной мощности источникам света с наибольшей световой отдачей и сроком службы, с учетом требований к цветоразличению.
Уровни искусственной освещенности установлены для основных помещений организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей дошкольного возраста для детей старше 7 лет и молодежи (таблица 5.54 СанПиН 1.2.3685-21) и должны быть в игровых (групповых) дошкольных учреждений не менее 400 лк, в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не ниже 300 лк, в мастерских трудового обучения – 400 лк.
Важное значение для улучшения условий зрительного восприятия имеет и цветовое оформление учебного интерьера, поддержание рациональной цветовой гаммы – использование отделочных материалов, создающих матовую поверхность светлых оттенков.
Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений.
При длительной работе в условиях недостаточной освещенности зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, болезнь глаз, появляются головные боли, происходит воздействие на нервную оптико-вегетативную систему, вызывая угнетение или наоборот чрезмерное возбуждение. Недостаточное освещение и плохое его качество особенно негативно отражается на здоровье детей дошкольного и школьного периода, которые находятся в стадии активного роста и формирования всех систем организма.
Руководителям и сотрудникам образовательных учреждений необходимо помнить, что в их руках здоровье подрастающего поколения и для его сохранения необходимо создать необходимые условия.
Материал подготовлен на основании открытых интернет источников