Обязанность банков проверять все переводы
В соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» банки должны до списания средств проверять все переводы на наличие признаков мошенничества, в том числе сверяться с базой данных Центрального банка Российской Федерации.
При этом проверять операции на предмет мошенничества должен не только банк плательщика, но и банк получателя.
Признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента регламентированы Банком России и размещаются на официальном сайте банка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Законодательством предусмотрена ответственность банков и других операторов, проигнорировавших сведения из антифрод-базы Банка России и призваны усилить борьбу с переводами без согласия клиента.
«Антифрод система» - это комплекс мероприятий по оценке транзакций банков на степень вероятности мошенничества. Система применяет к каждой операции определенные критерии, и если та им не соответствует, то проверяет ее уже более тщательно и сигнализирует об этом.
Если клиент настаивает на проведение операции, а банк получил данные о ней из антифрод-базы, банк принимает 2-дневный период «охлаждения», незамедлительно разъясняет клиенту причины и последствия этой меры. После окончания этого периода и при отсутствии иных препятствий банк обязан возобновить исполнение перевода.
В случае, если операции по переводу средств были осуществлены без согласия клиентов, банки должны будут вернуть средства в течение 30 дней, в течение 60 дней – если речь идет о трансграничных переводах.
Чтобы воспользоваться механизмом возврата похищенных средств, после их перевода необходимо как можно скорее обратиться в банк или органы внутренних дел. Тогда финансовая организация сможет приостановить движение денежных средств по тому счету, на который они были перечислены.