Три приоритета защиты прав потребителей во времена искусственного интеллекта
В наше время искусственный интеллект (ИИ) становится все более распространенным и влиятельным. Он оказывает воздействие на все сферы жизни, включая сферу защиты прав потребителей. 30 ноября 2022 года мир навсегда изменился – Искусственный интеллект стал общедоступным через инструмент под названием ChatGPT.
Ежегодно 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав (WCRD), повышая глобальную осведомленность о правах потребителей, их защите и расширении прав и возможностей. Во всех странах началась работа по повышению прозрачности и ответственности систем искусственного интеллекта (ИИ), а тема текущего года заявлена как «Справедливый и ответственный ИИ для потребителей». В материалах нашей статьи рассказываем, что такое искусственный интеллект, какие права защиты от машинных алгоритмов и нейросетей доступны потребителям в ближайшем будущем?
Всемирный день прав потребителей отмечается во всем мире при поддержке Организации Объединенных Наций и других международных организаций.
В течение 40 лет Consumers International проводит кампанию, объединяющую потребительское движение для совместного празднования. Члены Consumers International каждый год помогают выбирать тему кампании , чтобы помочь мобилизовать глобальные действия по насущным проблемам, влияющим на потребителей.
Технологии ИИ
ИИ представляет собой комплекс алгоритмов математики, психологии, кибернетики и специальных наук, с помощью которых создаются программы для машинного обучения компьютеров самостоятельному решению задач.
ИИ, как человек, взаимодействует с внешним миром и обучается на основе реальных примеров из окружающего мира.
Искусственным интеллектом сейчас принято называть все, что способно решать нерутинные задачи на уровне, близком к человеческому, а иногда лучше и быстрее. Например, камеры над дорогой вычисляют скорость движения автомобиля, распознают его знак и высылают штраф, а системы безопасности в метро и аэропортах находят людей в толпе.
По данным Центра развития компетенций в бизнес-информатике, логистике и управлении проектов ВШЭ, - на сегодняшний день существует четыре основных вида ИИ:
Реактивные машины (ИИ, не имеющий памяти и решающий определенные задачи; не способны формировать воспоминания и использовать полученный ранее опыт для выполнения своих функций);
- «Ограниченная память» (ИИ, который имеет память, основанную на прошлом опыте, но этот опыт не сохраняется и не компилируется в библиотеке информации ИИ);
- «Теория разума» (системы, понимающие человеческие эмоции и намерения, обладающие «социальным интеллектом» и участвующие в командной работе);
- «Самосознание» - у систем ИИ этого типа формируется представление о себе, благодаря чему они имитирует интеллект человека.
Сегодня алгоритмы ИИ активно используются в медицинской диагностике различных заболеваний, что позволяет врачу поставить более точный диагноз, а также совместно с роботами выполнить сложные хирургические операции.
В энергетике и промышленности ИИ используется для снижения уровня потребляемой энергии и создания новых материалов с уникальными характеристиками. Банки используют ИИ для одобрения кредитов и оценки кредитоспособности заемщика, а розничные компании применяют его для более точечных рекламных компаний и предложений для своих клиентов. В юриспруденции ИИ создает алгоритмы быстрого поиска нужных судебных решений. Применение алгоритмов машинного обучения имеет огромные перспективы во всех сферах и отраслях экономики. Каждый год появляются новые стартапы, занимающиеся разработкой или внедрением ИИ в те или иные области.
В Руководящих принципах Организации Объединенных Наций по защите прав потребителей подчеркивается целесообразность работы по повышению «прозрачности» в сфере ИИ.
Чтобы в будущем гарантировать, что люди станут истинными бенефициарами этой новой технологии, необходимо обеспечить эффективную защиту потребителей на трех ключевых этапах:
- Способы обучения ИИ и работа с массивом данных;
- Правила распространение среди населения обученных моделей ИИ, выполняющих поставленные задачи человеком;
- Процедуры ответственности разработчиков ИИ перед потребителями, обществом, государством и глобальным миром.
Три приоритета защиты прав потребителей во времена ИИ
Первым приоритетом является прозрачность и понятность алгоритмов, используемых ИИ. В цифровой эпохе потребители все чаще сталкиваются с автоматическими решениями, которые принимаются на основе алгоритмов ИИ. Однако, такие алгоритмы могут быть сложными и непрозрачными для обычных пользователей. Потребители должны иметь возможность понимать, как принимаются решения, и какую информацию использовал ИИ. Только при наличии прозрачности потребители могут быть уверены в том, что их права защищены.
Вторым приоритетом является конфиденциальность данных потребителей. ИИ основан на обработке больших объемов данных, и часто требуется доступ к личной и конфиденциальной информации. Важно, чтобы потребители имели гарантию, что их данные защищены от несанкционированного доступа или использования. Защита данных становится все более важной в условиях повсеместного присутствия ИИ, поэтому законодательство и правила должны быть разработаны с учетом особенностей этой технологии.
Третьим приоритетом является ответственность за негативные последствия ИИ. Известные случаи некорректной работы ИИ показывают, что технология не всегда работает идеально и может вызвать нежелательные последствия для потребителей. Потребители должны иметь гарантии, что в случае неправильного решения или негативного влияния ИИ будет принята ответственность со стороны компаний и организаций, использующих эту технологию. Это включает в себя возмещение ущерба, улучшение алгоритмов и принятие мер по предотвращению повторения подобных ситуаций.