Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет 06.12.2022
По вопросу изменения категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) присвоение объекту, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
Категория объекта НВОС может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС в соответствии с критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее - Критерии).
Актуализация учетных сведений объекта НВОС осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Закона № 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее - Правила).
Оператором государственного реестра объектов НВОС является Росприроднадзор (п. 9 Правил).
Таким образом, при подтверждении изменения хозяйственной деятельности в соответствии с вышеуказанными критериями и подачи соответствующих заявления, сведений и документов в территориальный орган Росприроднадзора (п. 21 Правил), возможно отнесение эксплуатируемых объектов к объектам НВОС иной категории.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об информации, содержащиеся в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий
Пунктом 5 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415, установлено, что Единый реестр включает в себя следующие сведения:
а) проводимые контрольными (надзорными) органами контрольные (надзорные) мероприятия, профилактические мероприятия согласно приложению;
б) принятые контрольными (надзорными) органами меры по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 90 Федерального закона;
в) акты контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе размещенные акты в виде электронного образа (скан-копии) документов и (или) машиночитаемых документов;
г) решения контрольного (надзорного) органа, принятые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, и сведения об их исполнении контролируемыми лицами;
д) ход и результаты согласования органами прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, а также внесение в него изменений;
е) ход и результаты согласования органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
ж) привлечение к ответственности по результатам контрольных (надзорных) мероприятий с указанием структурных единиц нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за выявленное нарушение, вида назначенного контролируемому лицу наказания, размера наказания (при наличии), а также лица, привлеченного к ответственности;
з) жалобы на решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц в части текста жалобы, поданной с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности", статус рассмотрения, а также результат ее рассмотрения;
и) результаты иного обжалования осуществленных действий, вынесенные акты или решения, если они повлекли за собой отмену или изменение соответственно акта или решения.
указанный реестр содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом № 294-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
О нормативах накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), в Чувашской Республике.
Собственник ТКО обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО и оплачивать услуги регионального оператора по установленному единому тарифу на услугу регионального оператора (ст.1, п.1, 2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.30, ст. 161, ст.164 Жилищного кодекса РФ) исходя из расчета среднегодового норматива за килограмм или кубический метр на 1 человека (для физических лиц) и на 1 квадратный метр площади (для организаций).
В соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 (далее - Правила), а также Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр (далее - Методические рекомендации) Минстроем Чувашии в 2019 году с целью корректировки нормативов накопления ТКО организована работа по проведению замеров объемов и массы образования ТКО по 8 муниципальным образованиям на территории Чувашской Республики.
При расчете нормативов были использованы данные, полученные в результате обработки суточных и сезонных ведомостей в соответствии Правилами:
- среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема (массы) на одну расчетную единицу в сутки;
- среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема (массы) на одну расчетную единицу в сутки.
Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из действующих нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Чувашской Республики, утвержденных приказом Минстроя Чувашии от 14.11.2017
№ 03/1-03/1012 (с изменениями от 08.07.2020), нормативы установлены для ТКО, образующихся в жилых зданиях городов республиканского и районного значений, поселков городского типа и отдельно в жилых зданиях сельских населенных пунктов в год на 1 проживающего. Для предприятий торговли среднегодовой норматив накопления ТКО установлен на 1 квадратный метр общей площади.
О получении разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Начиная с 1 января 2019 г. получать разрешение на выбросы хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) I категории, имеют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, но еще не получили комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР). Это следует из ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ, п. п. 1, 2 Административного регламента по выдаче разрешений на выбросы.
Разрешения на выбросы выдаются (переоформляются) до получения КЭР, но не позднее до 31 декабря 2024 г.
Одновременно с выдачей разрешения на выбросы вам установят нормативы допустимых выбросов. Если не соблюдаются нормативы допустимых выбросов, при выдаче разрешения на выбросы одновременно с нормативами допустимых выбросов установят нормативы временно разрешенных выбросов (ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ, п. п. 1, 6 ст. 23.1 Закона об охране окружающей среды, п. п. 1, 6, пп. 2 п. 8 Административного регламента по выдаче разрешений на выбросы).
Чтобы получить разрешение на выбросы, подается заявление по форме согласно Приложению 1 к Административному регламенту по выдаче разрешений на выбросы (Приказ Росприроднадзора от 06.07.2020 N 776). Также указываются сведения о заявителе, отражаете сведения об объекте, в отношении которого хотите получить разрешение и установить нормативы допустимых выбросов, приводите реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предлагаемых к установлению нормативов допустимых выбросов санитарным правилам, перечисляете документы, прилагаемые к заявлению, и указываете способ получения документов, выдаваемых по итогам оказания госуслуги.
К заявлению прикладывается:
1)данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (для действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) или данные проектной документации (для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности);
2)проект нормативов допустимых выбросов;
3)сведения о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которых производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
4)документы, которые подтверждают полномочия лица, подписавшего заявление (если заявление подписывает уполномоченный представитель).
Вы также можете по собственной инициативе представить документы, перечисленные в п. 14 Административного регламента по выдаче разрешений на выбросы (в частности, выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП).
Государственная пошлина за выдачу разрешений на выбросы не взимается (п. 26 Административного регламента по выдаче разрешений на выбросы).
Для установления нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдачи разрешения на выбросы заполните заявление по форме согласно Приложению 2 к Административному регламенту по выдаче разрешений на выбросы.
К заявлению прикладываются те же документы, что и в общем случае, а также проект плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по утвержденной форме с указанием на сроки поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов (п. п. 17, 18 Положения о выбросах и разрешениях на выбросы, п. 12.2 Административного регламента по выдаче разрешений на выбросы). Также по собственной инициативе представляются документы, перечисленные в п. 14 указанного Административного регламента.
О строительных отходах
Строительные отходы: отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Накопление строительных отходов необходимо осуществлять с соблюдением общих требований законодательных и иных нормативных правовых актов.
Для временного (не более семи календарных дней) хранения отходов рекомендуется выделить специальное место (склад, площадку, контейнер и др.). Его нужно оборудовать таким образом, чтобы исключить загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха
При транспортировании отходов должны соблюдаться экологические и санитарно-эпидемиологические требования, а также требования, установленные законодательством о соответствующих видах транспорта:
- в наличии должна быть документация для транспортирования и передачи отходов, соответствующая правилам перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
- при транспортировании отходов I - IV классов опасности в наличии должен быть паспорт отходов;
- должны соблюдаться требования безопасности к транспортированию отходов. Например, транспортные средства, которые используются для перевозки отходов навалом, рекомендуют оснащать тентовыми укрытиями кузовов, не допускающими, в частности, высыпание груза из кузовов в процессе транспортирования (п. 7.2.2 ГОСТ Р 57678-2017);
- наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов. Знаки должны быть нанесены в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минтранса России от 22.11.2021 N 399, в т.ч. они должны соответствовать утвержденным образцам.
Лицензию нужно получать тем организациям и ИП, которые осуществляют транспортирование отходов I - IV классов опасности. В Федеральном классификационном каталоге отходов [13] строительные отходы помещены в разделах классификатора "8 00 000 00 00 0 ОТХОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА", относятся к 4 и 5 классу опасности.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении со строительными отходами
Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливает специальной ответственности за нарушения при обращении со строительными отходами. За эти нарушения привлечь к ответственности вас могут на общих основаниях - как за нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами, а также за нарушение санитарных норм и т.п., в частности:
1) за несоблюдение требований по охране окружающей среды, в т.ч. при сборе, накоплении и транспортировании отходов.
По общему правилу, если такое нарушение вы допустили впервые и оно не повлекло установленных вредных последствий и не имеет иных квалифицирующих признаков, к ответственности вас могут привлечь по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Юрлицо в этом случае могут оштрафовать на сумму от 100 000 до 250 000 руб., ИП - на сумму от 30 000 до 50 000 руб., должностное лицо - на сумму от 10 000 до 30 000 руб., гражданина - на сумму от 2 000 до 3 000 руб. К юрлицу или ИП вместо штрафа могут применить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ).
Если в течение года вы повторно совершили такое нарушение, к ответственности вас привлекут по ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ.
Административная ответственность установлена и за иные нарушения требований по охране окружающей среды, в частности:
- за выгрузку или сброс с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов вне объектов размещения или мест (площадок) накопления отходов ответственность предусмотрена ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ, а за те же действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, - ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ. За повторные нарушения наказание установлено ч. 3.2 и 3.4 ст. 8.2 КоАП РФ соответственно;
- неисполнение обязанности по отнесению отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности ответственность предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ;
неисполнение обязанности по учету отходов ответственность предусмотрена ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ;
2) за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами административная ответственность предусмотрена ст. 6.35 КоАП РФ.
По общему правилу, если нарушение вы допустили впервые и оно не повлекло установленных вредных последствий и не имеет иных квалифицирующих признаков, вас могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ. Юрлицо в этом случае могут оштрафовать на сумму от 250 000 до 350 000 руб., ИП - на сумму от 50 000 до 60 000 руб., должностное лицо - на сумму от 30 000 до 40 000 руб., гражданина - на сумму от 2 000 до 3 000 руб. К юрлицу или ИП вместо штрафа могут применить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ).
Если в течение года вы повторно совершите такое нарушение, к ответственности вас привлекут по ч. 2 ст. 6.35 КоАП РФ.
Административная ответственность установлена и за иные нарушения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. В частности, ч. 4 ст. 6.35 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение таких требований при размещении отходов для некоторых случаев.
Учтите: требования об обращении с отходами (в т.ч. со строительными отходами) могут устанавливаться законами и иными НПА субъектов РФ, а также муниципальными НПА (п. 1 ст. 2 Закона об отходах). Административная ответственность за нарушения таких законов и НПА может быть предусмотрена законами субъектов РФ. Это следует из п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ.
О транспортировке ртутьсодержащих ламп
Разъясняем, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона
от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 9, 10 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, допускается транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, эксплуатирующими ртутьсодержащие лампы, до места накопления в индивидуальной и транспортной упаковках из-под ртутьсодержащих ламп аналогичных размеров, не имеющих видимых повреждений, или иной герметичной транспортной упаковке, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании. Транспортирование поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется только оператором по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами, с использованием герметичной тары, исключающей возможность загрязнения окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека.
Ответственность за незаконную добычу торфа
За незаконную добычу торфа установлена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Деятельность по добыче торфа регулируется Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), согласно ст. 11 которого предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами (за исключением использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами в соответствии со ст. 19 Закона о недрах).
Незаконная добыча торфа относится к категории административных правонарушений в области охраны собственности и в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 7, 8 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 7.3 пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.5 и ч. 1 ст. 15.44 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ незаконная добыча торфа на водных объектах также влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц. При незаконной добыче торфа к ответственности в виде штрафа или административного приостановления деятельности могут привлечь и по ст. 8.6 КоАП РФ за порчу земель.
В случае причинения вреда недрам либо почвам как объекту охраны окружающей среды при незаконной добыче торфа с виновного лица в порядке ст. 51 Закона о недрах, ст. ст. 15, 1064, 1082 ГК РФ подлежит взысканию сумма имущественного ущерба. Обязанность лиц, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов предусмотрена также п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564.
В качестве преступления незаконная добыча полезных ископаемых может быть квалифицирована по ст. 171 УК РФ как незаконное предпринимательство и повлечь наказание в виде штрафа, обязательных работ, ареста, принудительных работ и лишения свободы. Также виновные могут быть привлечены к ответственности по ст. ст. 158, 255, 262 УК РФ в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ареста, лишения свободы. Вид наказания зависит от тяжести совершенного деяния.
Кто является собственником отходов
Право собственности на отходы возникает и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 4 Закона об отходах, ст. ст. 218, 235 ГК РФ). Речь идет о тех основаниях, которые в принципе применимы к отходам с учетом специфики такого объекта прав. При этом специальных правил для такого объекта прав, как отходы (кроме права собственности на брошенные вещи), Гражданский кодекс РФ не предусматривает.
Собственник отходов несет бремя их содержания (ст. 210 ГК РФ), в том числе выполняет обязанности, связанные с их обращением и соблюдением требований природоохранного законодательства.
Отходы, которые образуются в результате производства или потребления, не являются новой вещью, а являются результатом использования вещей (материалов, сырья, продукции и т.п.). Поэтому собственник вещей, из которых получились отходы (мусор), остается и собственником этих отходов. То есть если предприятие закупило сырье и произвело продукцию, то остатки сырья (лом, шлак и т.п.), бракованная продукция, обрезки упаковки и др. - это его отходы, и оно за них отвечает. Это вытекает из совокупного толкования норм ст. ст. 1, 4 Закона об отходах, ст. ст. 209, 210, 218, 235 ГК РФ.
Если отходы образовались в ходе выполнения работ, оказания услуг, то по тому же принципу собственником остатков (а значит, и отходов) материалов, использованных в работе, считается собственник этих материалов (например, это следует из п. 1 ст. 713 ГК РФ). Стороны договора могут иным образом урегулировать вопрос о собственности на отходы, в том числе определить, кто выполняет обязанности, связанные с их обращением (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Возможность решить этот вопрос в договорном порядке допускает и Росприроднадзор (Письмо от 25.05.2016 N РН-03-03-31/9771).
Зачастую вопрос о собственнике отходов возникает в связи с несанкционированными свалками.
Если отходы были оставлены (выброшены) на вашем объекте (земельном участке, водном объекте и др.), вы станете их собственником, если начнете их использовать или совершите иные действия, которые говорят об обращении в собственность (п. 2 ст. 226 ГК РФ).
При этом учтите, что на собственнике земельного участка лежит обязанность по охране земель от загрязнения отходами производства и потребления. То есть в любом случае вы должны обеспечить вывоз мусора, в том числе брошенного, в установленном порядке. Это касается также арендаторов и иных землепользователей (пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).
В судебной практике есть позиция, когда при отсутствии данных о лице, в деятельности которого образовались отходы, собственником отходов является орган местного самоуправления, юрлицо или ИП, ответственные за территории, где эти отходы находятся, и, соответственно, на них лежит обязанность ликвидировать незаконную свалку (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.01.2020 N 53-КА19-14).
Порядок подачи заявления (жалобы) в прокуратуру
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются обращения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащие сведения о нарушении законов (п. 1 ст. 10 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; п. 1.1 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45).
В органы прокуратуры можно обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами и ходатайствами. Они могут быть изложены устно или письменно, а также в форме электронного документа (пп. 1 п. 1.9 Инструкции).
В письменном заявлении (жалобе) необходимо указать (п. 2.8 Инструкции):
1)наименование органа прокуратуры, куда подается заявление, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица или его должность;
2)ваши фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
3)ваш почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения;
4)суть вопроса, а также сведения, достаточные для разрешения обращения.
При обращении в органы прокуратуры с заявлением следует указать, в частности, о каком содействии в реализации ваших прав и свобод вы просите, изложить обстоятельства нарушения законодательства, недостатки в работе органов власти и их должностных лиц, о которых вы сообщаете (пп. 3 п. 1.9 Инструкции).
При этом органы прокуратуры не разрешают сообщения о преступлениях. В случае поступления таких сообщений они передаются в орган, который уполномочен их рассматривать (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 N 212; п. 2.2 Инструкции).
Если вы подаете в органы прокуратуры жалобу, в ней целесообразно указать, в чем заключается нарушение прав и свобод или законных интересов ваших либо других лиц, о восстановлении или защите которых вы просите (пп. 4 п. 1.9 Инструкции);
5)вашу личную подпись;
6)дату обращения.
Заявление (жалоба), поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать ваши фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения.
В случае отсутствия в заявлении (жалобе) фамилии или адреса заявителя, невозможности прочтения обращения, а также определения сути вопроса ответ по существу обращения не дается. В зависимости от причин, по которым ответ не дается, вас известят о направлении вашего обращения в другой орган власти или другому должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о необходимости представить дополнительные данные, о возврате обращения и возможности его повторной подачи. Обратная связь не предоставляется при отсутствии контактных данных заявителя или невозможности их прочтения (п. п. 2.8, 2.9, 2.11 Инструкции).
Порядок организации работ по бурению скважин на воду
На основании ч. 1 - 2 ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Законодательство не предусматривает отдельного порядка получения разрешений физлицами на эксплуатацию скважин.
Лицензирование работ по бурению в любом случае потребуется, когда такие работы осуществляют лица, не собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, т.к. при этом работы не будут соответствовать вышеуказанным условиям.
Следовательно, субъект, осуществляющий деятельность по бурению скважин на конкретном участке, должен обладать лицензией на право пользования недрами (ст. 11 Закона о недрах) и правом пользования участком недр.
Основаниями возникновения права пользования участками недр, в частности, являются:
- решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи (п. 4 ст. 10.1 Закона о недрах);
- принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ (п. 7 ст. 10.1 Закона о недрах).
Приказом Минприроды России от 21.12.2020 N 1092 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии.
Роснедрами 07.07.2004 одобрены Правила безопасности при геологоразведочных работах. ПБ 08-37-2005, разд. 5 которых следует применять при проведении рассматриваемого вида буровых работ (п. 1.1.1) (далее - Правила).
Разделом 5 Правил предусматривается, что буровые работы должны производиться по проектам, утвержденным в установленном порядке и содержащим предусмотренный объем данных (п. п. 5.1.1 - 5.1.3).
Пункты 5.2.1 - 5.2.5 Правил устанавливают требования к площадке для размещения (сооружения) буровой установки. В частности, она должна быть свободна от посторонних наземных и подземных трубопроводов, кабелей и других инженерных сооружений; очищена от деревьев, кустарников, стерни, сухой травы, валунов и спланирована; должны быть выдержаны указанные расстояния до жилых и производственных помещений, охранных зон железных и шоссейных дорог, инженерных коммуникаций, ЛЭП и др.
Согласно п. 5.8.1 Правил бурение скважины может быть начато только при наличии оформленного акта о приемке буровой установки в эксплуатацию (Приложение 6 к Правилам).
В соответствии с Письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 07.06.2016 N 10-2327-КЛ в настоящее время при строительстве, реконструкции буровых скважин в порядке, предусмотренном п. 4.2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, не требуется получение разрешения на строительство и, соответственно, не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при условии, что их строительство предусмотрено подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством РФ о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Частью 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2018 N Ф05-18131/2018 по делу N А41-885/2018).
Право собственности на скважину может быть зарегистрировано в упрощенном порядке на основании декларации, подтверждающей создание объекта и содержащей его техническое описание (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2018 N Ф06-34584/2018 по делу N А65-22080/2017).
Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 установлены форма технического плана объекта недвижимости и Требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений. Форма декларации об объекте недвижимости, Требования к ее подготовке и состав содержащихся в ней сведений утверждены Приказом Росреестра от 04.03.2022 N П/0072.