Доклад главы Минтруда России Антона Котякова на заседании Президиума Госсовета по вопросам социальной поддержки граждан
Уважаемый Владимир Владимирович!
В рамках данных Вами ранее поручений мы готовили предложения по индексации прожиточного минимума и пенсий. С коллегами в Правительстве мы прорабатывали различные варианты. Я хочу сказать, что Ваше сегодняшнее решение об индексации на 10 процентов позволит увеличить пенсионное обеспечение для 35 миллионов неработающих наших граждан пенсионного возраста, это в среднем 1760 рублей прибавка к пенсии, средний её размер достигнет 19 360. Безусловно, размер прибавки будет рассчитан персонально для каждого гражданина, для каждого пенсионера, но средние цифры на сегодняшний день таковы, это значительная прибавка.
При этом хочу сказать, что Пенсионный фонд начнёт доставку пенсий с учётом индексации уже начиная с 3 июня. То есть мы проведём все необходимые мероприятия, и с 3 июня уже доставка будет с учётом дополнительной индексации.
Повышение минимального размера оплаты труда, о котором Вы сегодня уже сказали, плюс 10 процентов, позволит увеличить заработную плату примерно четырём миллионам наших граждан. И если говорить о размере прожиточного минимума, то у нас на сегодняшний день выплаты, связанные непосредственно с размером прожиточного минимума, получают порядка 15 миллионов наших граждан. Соответственно, это напрямую скажется и в том числе на размере тех выплат, которые они получают на данный момент.
Ещё раз отмечу, что мы подготовим все необходимые документы, уже в июне выплаты будут соответствующим образом проиндексированы.
Владимир Владимирович, возвращаясь к Вашему поручению по поводу выстраивания целостной системы поддержки семей с детьми, хочу сказать, что благодаря принятым ранее решениям на сегодняшний день, действительно, помощью охватываются семьи от момента ожидания ребёнка до его семнадцатилетия. Этими мерами, этой системой планируется охватить порядка 10 миллионов человек. Нами оценивается общий объём расходов на финансирование этой системы – порядка 1,2 триллиона рублей ежегодно.
Напомню, что для тех женщин, кто ждёт ребёнка и находится в сложной материальной ситуации, материальном положении, на сегодняшний день предусмотрено пособие в размере половины прожиточного минимума. Эта мера была введена в середине прошлого года, с 1 июля 2021 года. Для семей с маленькими детьми, до трёх лет, действует ежемесячное пособие в размере прожиточного минимума. Сегодня такую помощь получают родители свыше двух миллионов наших малышей, и поддержка предоставляется для тех семей, у кого среднедушевой доход ниже, чем два прожиточных минимума на члена семьи.
Родители детей в возрасте от трёх до семи лет получают ежемесячную помощь в дифференцированном размере – это 50, 75 либо 100 процентов от регионального прожиточного минимума. И на сегодняшний день этой поддержкой охвачены семьи, где воспитываются 3200 тысяч ребятишек.
В соответствии с Вашим поручением с мая мы начали осуществление выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет. Напомню, что с 1 июля 2021 года дополнительную государственную поддержку для родителей, воспитывающих детей именно этой возрастной категории, получали только одинокие родители. Начиная с текущего года все семьи, воспитывающие детей именно этой возрастной категории – от 8 до 17, – имеют право для получения такого рода пособия.
На данный момент по заявлениям, которые были поданы через портал государственных услуг либо непосредственно через отделения Пенсионного фонда, мы уже назначили выплаты на 2300 тысяч детей. Общая сумма – порядка 50 миллиардов рублей. Начиная с первого мая мы стартовали с выплатами и порядка 50 миллиардов уже перечислили нашим гражданам.
Все заявления, которые принимает Пенсионный фонд, рассматриваются в десятидневный срок, то есть мы идём в соответствии с графиком, который изначально запланировали.
Кроме всего прочего, отмечу, что мы внимательно работаем с обратной связью. Мы развернули онлайн-приёмную, где агрегируем все обращения по этой выплате. Поступающие обращения рассматриваются в кратчайшие сроки – не более пяти рабочих дней.
Дополнительно отмечу: мы предусмотрели меры для поддержки граждан, которые потеряли работу после первого марта. Действительно, Вы сегодня отметили, Владимир Владимирович, что ситуация на рынке труда является стабильной. В центрах занятости у нас порядка 673 тысяч зарегистрированных безработных граждан на текущую дату. При этом в базе вакансий на портале «Работа России» у нас на сегодняшний день есть порядка двух миллионов вакансий.
Тем не менее, если человек потерял работу после первого марта и зарегистрировался безработным, мы изменили условия предоставления детских пособий, а также возможность заключения социального контракта, с тем чтобы не учитывать его доход по предыдущему месту работы. И на сегодняшний день люди уже начинаются пользоваться этой мерой дополнительной поддержки.
Особое внимание мы уделяем социальному контракту. По Вашему поручению с 2021 года социальный контракт реализуется во всех субъектах Российской Федерации, здесь немаловажным фактором является софинансирование из федерального бюджета этой социальной меры поддержки. За минувший, 2021 год мы заключили 282 тысячи контрактов, которые охватили 980 тысяч наших граждан. И хочу сказать, что более половины граждан, заключивших соцконтракт, смогли добиться долгосрочного изменения своего материального положения, то есть 52,5 процента получателей зафиксировали увеличение доходов после завершения именно соцконтракта. Не изменились доходы в основном у тех граждан, которые заключали социальные контракты в рамках так называемой разовой помощи, как разновидность использования соцконтракта, это называется преодоление трудной жизненной ситуации.
Из числа тех граждан, которые получали меры в рамках соцконтракта, – 22,5 процента получателей от общего числа получателей на сегодняшний день смогли преодолеть порог бедности и сформировать уровень среднедушевого дохода на каждого члена семьи выше, чем один прожиточный минимум.
Напомню, сегодня использование социального контракта возможно по нескольким направлениям, в первую очередь это поиск работы, это открытие своего дела, развитие личного подсобного хозяйства и преодоление трудной жизненной ситуации, о которой я уже только что рассказывал.
Чтобы социальный контракт работал эффективно, мы последовательно с коллегами из Правительства, из субъектов Российской Федерации донастраиваем этот инструмент. В качестве примера могу сказать, что с 2021 года федеральный бюджет стал софинансировать мероприятия по такому направлению, как развитие личного подсобного хозяйства. С этого года по просьбам регионов мы изменили с 20 до 25 процентов долю возможных социальных контрактов именно на личное подсобное хозяйство из общего количества заключённых социальных контрактов в субъекте. При этом это в основном преобладает для территорий, в которых развитое сельское хозяйство.
Доступнее стали и образовательные мероприятия в рамках соцконтрактов. Если раньше обучение являлось отдельным треком в рамках соцконтракта, то сейчас мы сформировали именно возможность получения дополнительных навыков в рамках соцконтракта по таким направлениям, как поиск работы. То есть человек заключает соцконтракт на поиск работы, находясь в поиске, а параллельно может ещё заниматься с треком и получать дополнительное образование и дополнительные навыки. Также такой же трек параллельного образовательного процесса возможен и по открытию своего дела, и по развитию личного подсобного хозяйства.
Для обеспечения профессионального сопровождения граждан совместно с субъектами Российской Федерации мы подключили к специалистам, реализующим соцконтракт, ещё и специалистов центров занятости, а также организаций «Мой бизнес».
В целом хочу отметить, Владимир Владимирович, что мы ведём постоянный анализ эффективности социальных контрактов, аккумулируем наиболее, в нашем понимании, эффективные и успешные практики, которые есть в регионах. Сегодня наиболее эффективный механизм социальных контрактов применяется в Новгородской, Белгородской, Липецкой, Нижегородской областях, Алтайском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Мордовия и Татарстане. Но есть и территории, которые по итогам 2021 года не достигли тех показателей эффективности, которые мы изначально планировали для них. Это Амурская область, Карачаево-Черкесия, Красноярский край, Республика Ингушетия, Тюменская область, Республика Хакасия. С этими территориями мы работаем адресно, с применением тех практик, которые мы позаимствовали у территорий, добившихся более высоких результатов.
С учётом этого в этом году мы заключили уже 40 процентов соцконтрактов от запланированных по текущему году – напомню, это более 100 тысяч контрактов, – и уже охватили порядка 300 тысяч наших граждан. На эти цели общая сумма предусмотренных средств составляет более 32 миллиардов рублей. Это средства и федерального, и регионального бюджетов.
Будем совместно с коллегами и далее отрабатывать их предложения и рекомендации по совершенствованию практики социальных контрактов.