Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для вышеуказанных водных объектов устанавливаются зоны санитарной охраны.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
На территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В водоохранных зонах на лесных участках, законодательством установлены дополнительные ограничения при осуществлении хозяйственной деятельности.
Так, согласно статье 113 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в водоохранных зонах, установленных в соответствии с водным законодательством, запрещаются:
1) использование токсичных химических препаратов;
2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
3) создание и эксплуатация лесных плантаций;
4) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, необходимых для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.
За несоблюдение вышеуказанных ограничений предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматриваем наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
Основы деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены статьей 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В Чувашской Республике региональным оператором является ООО «МВК «Экоцентр».
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Региональный оператор занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото и видео фиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.
Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.
В связи с поступающими обращениями о возможности рубки зеленых насаждений на земельном участке сельскохозяйственного назначения Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет следующее.
Согласно части 2 статьи 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Исходя из содержания статьи 261 Гражданского кодекса РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Таким образом, решение о рубке зеленых насаждений принимает собственник земельного участка, как в отношении имущественного комплекса.
В случае нахождения земельного участка в собственности органа местного самоуправления регулирование вопросов по использованию и охране земельных участков и произрастающих на них зеленых насаждений, осуществляют органы местного самоуправления.
Таким образом, предоставление в пользование произрастающих деревьев на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется и оформляется одновременно с процедурой предоставления земель.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения утверждены Правительством Российской Федерации постановлением от 21 сентября 2020 г. № 1509 (далее – Положение).
Согласно п.4 Положения использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации. Также установлены ограничения При осуществлении рубок лесных насаждений (п.13 Положения).
Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. №1509 или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (п.7 Положения).
Согласно п.15 Положения учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.
Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. Таким органом в Чувашской Республике является Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.
Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы
Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы предусмотрена статьей 251 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, предусмотрена ответственность в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
За те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, предусмотрена ответственность в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
А если названные действия повлекли по неосторожности смерть человека виновные наказываются принудительными работами на срок от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Порядок проведения административного обследования лесов на территории лесничеств
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что Постановлением Правительства РФ от 03.07.2021 N 1112 утверждены Правила проведения административного обследования лесов.
При административном обследовании проводится систематическое исследование состояния лесов, их количественных и качественных характеристик на основании сведений, содержащихся в информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, сведений, полученных в ходе осуществления государственной инвентаризации лесов, федерального государственного лесного контроля (надзора), мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, государственного лесопатологического мониторинга, лесопатологических обследований, государственного мониторинга воспроизводства лесов, сведений, полученных в том числе методами дистанционного зондирования.
В случае выявления признаков изменения состояния лесов при отсутствии сведений о документах, подтверждающих основания использования лесов в соответствии с требованиями лесного законодательства, составляется акт административного обследования лесов.
В акт включается описание лесов, позволяющее однозначно их идентифицировать (описание местоположения, кадастровый номер лесного участка (при наличии) и т.д.).
Акт составляется в форме электронного документа либо (в случае невозможности его составления в форме электронного документа) на бумажном носителе.
В случае если осуществление государственного надзора или муниципального контроля, в рамках которого рассматривается информация о выявленных признаках изменения состояния лесов, не входит в компетенцию соответственно органа государственной власти, подведомственного государственного учреждения или органа местного самоуправления, должностное лицо которого подписало акт административного обследования лесов, указанный акт в течение 5 рабочих дней со дня подписания направляется таким должностным лицом соответственно в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление государственного надзора или муниципального контроля, в рамках которого указанная информация рассматривается в целях установления фактов нарушения законодательства РФ, а также при наличии оснований, предусмотренных законодательством РФ, - в правоохранительные органы.