Цифровые финансовые услуги
На рынке финансовых услуг на протяжении уже длительного времени происходят изменения, важные как для бизнеса, так и для потребителей – цифровизация оказания финансовых услуг. Данный процесс открывает массу новых возможностей для пользователей, но в то же время сопряжен с определенными рисками, касающимися безопасности осуществления транзакций.
На сегодняшний день у потребителей есть возможность, не выходя из дома воспользоваться основными финансовыми услугами — от платежных (например, по оплате услуг ЖКХ) до получения потребительского кредита — без посещения офиса. Это можно сделать удобным для себя способом: в банкомате, платежном терминале, мобильном приложении, на сайте или отправив СМС. Расчеты и платежи по таким услугам могут происходить с помощью не только наличных или безналичных денег, но и особых цифровых средств, например, электронных денег.
Банкоматы и платежные терминалы— устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира.
Банкоматы – стационарные устройства самообслуживания (электронные «кассиры» банков), предназначенные в первую очередь для обмена безналичных денег на наличные и обратно. Банкоматы размещаются в офисах банков, торговых центрах и т.п.
Банковские платежные терминалы – стационарные устройства самообслуживания для платежей. Как правило, размещаются в офисах банков, обладают схожим, но более узким функционалом по сравнению с банкоматами.
Мобильный банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.
Мобильный банк – доступная держателю банковской карты услуга по получению уведомлений от банка и управлению банковской картой с помощью СМС. Для работы с мобильным банком подходит любой мобильный телефон, даже «кнопочный», и не требуется интернет (команды передаются по сотовой связи).
Для подключения нужно предоставить свой номер телефона и дать банку соответствующее поручение. Список СМС-команд и инструкции по их использованию для управления своим счетом можно запросить в офисе банка или найти в интернете.
Интернет-банк – это инструмент управления банковским счетом через интернет, то есть при помощи электронного личного кабинета. Доступ в личный кабинет осуществляется с официального сайта банка или из мобильного приложения (его можно установить на стационарный компьютер, планшет или мобильный телефон).
Для подключения этой услуги нужно получить в банке логин и пароль для входа в электронный личный кабинет (иногда это возможно сделать через банкомат).
Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе.
Все эти новые и удобные финансовые инструменты, впрочем, не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать.
Чтобы сберечь свои деньги от финансовых злоумышленников, нужно соблюдать следующие правила:
- не открывайте электронные письма и сообщения от неизвестных отправителей, не переходите по указанным в них ссылкам и не запускайте прилагаемые файлы;
- не направляйте никому свои личные и платежные данные, не вводите их на неизвестных ресурсах, особенно информацию, которая точно должна оставаться секретной. Например, CVC-код - три цифры на оборотной стороне карты;
- если хотите приобрести товары или отправить пожертвования через сайт, обратите особое внимание на его адресную строку: фишинговые сайты, маскируясь под настоящие, могут незначительно менять их адрес;
- установите на компьютере и на всех других своих гаджетах надежную антивирусную защиту и регулярно обновляйте ее;
- для покупок в интернете оформите отдельную карту и кладите на нее нужную сумму непосредственно перед покупкой;
- подключите СМС-информирование об операциях по всем вашим картам. Получив сообщение о проведении операции, которую вы не совершали, незамедлительно обратитесь с заявлением в банк;
- если подозреваете, что мошенники смогли завладеть данными вашей карты, обратитесь в банк, заблокируйте карту и подайте заявку на выпуск новой.