Статья Волжского межрегионального природоохранного прокурора «О принимаемых Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой мерах по обеспечению законности в сфере охраны вод»
30 лет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, выполняя решения руководства страны и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, стоит на страже исполнения законов в сфере экологии, конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Волжская прокуратура создана 27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР действительного государственного советника юстиции А.Я. Сухарева и до образования в 2017 году Амурской и Байкальской природоохранных прокуратур была единственной прокуратурой, организованной по бассейновому принципу.
Аппарат прокуратуры располагается в городе Твери, а межрайонные прокуратуры - в 15 субъектах Российской Федерации, от истока великой русской реки в Тверской области до устья в Астраханской. Протяжённость Волги с севера на юг составляет более 3,5 тысяч километров, в нее впадает свыше 2,5 тысяч притоков.
Волжский бассейн - это огромная экосистема, исторически объединившая разные народы, где проживает около 60 млн. человек и сосредоточена половина промышленного и сельскохозяйственного производства страны.
Особенностью Волжской прокуратуры является межсубъектовый характер ее деятельности, что позволяет выявлять и давать правовую оценку межрегиональным экологическим проблемам, которые необходимо и возможно решать в комплексе, объединив усилия многих регионов.
Сегодня экология является одним из важнейших приоритетов развития государства. Наша задача – средствами прокурорского надзора добиваться реальных перемен в сфере экологии и природопользования. Возможность дышать чистым воздухом, пить чистую воду, жить в чистой стране – это стандарты, на которые ориентированы волжские прокуроры!
Свои усилия мы сфокусировали на профилактике и устранении экологических угроз, определенных Стратегией экологической безопасности.
Для этого изданы организационно-распорядительные документы, разработаны методические рекомендации, заключены и реализуются соглашения с региональными уполномоченными по правам человека, по защите прав предпринимателей, органами финансового контроля. Налажена тесная связь с населением, общественными объединениями посредством встреч с гражданами, круглых столов, открытых форумов.
Налажено тесное и доверительное взаимодействие с территориальными и транспортными прокуратурами. И как показала практика без объединения наших совместных усилий не возможно решение экологических проблем Волжского бассейна.
В регионах работы Волжской прокуратуры осуществляют деятельность 4 межрегиональные транспортные прокуратуры - Северо-Западная, Московская межрегиональная, Приволжская, Южная.
Консолидация усилий природоохранных и транспортных прокуроров необходима при проверках исполнения природоохранного и смежного с ним законодательства на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, которые представляют собой сложный комплекс инженерных сооружений, общественных, производственных и вспомогательных объектов, подвижного состава, водных и воздушных судов, плавучих объектов. В ходе их эксплуатации оказывается негативное воздействие на все компоненты окружающей среды – атмосферный воздух, водные объекты, земельные ресурсы, флору и фауну, посредством сбросов, выбросов, химического и физического воздействия, обращения с отходами и т.п.
При планировании мероприятий во взаимодействии с территориальными прокуратурами определяются смежные отрасли надзора, задачи, исключающие дублирование, но дополняющие полномочия друг друга. Как правило, такие мероприятия проводятся в сфере лесного хозяйства, жилищно-коммунального комплекса, градостроительства, земельных, водных, бюджетных отношений и др.
Укреплению законности и правопорядка способствует проведение совместных межведомственных совещаний, заседаний коллегий природоохранной прокуратуры и прокуратур субъектов Российской Федерации, межрегиональных транспортных прокуратур, на которых рассматриваются наиболее значимые экологические проблемы, по результатам вырабатываются меры по их решению.
Только в 2019 году проведено 6 совместных заседаний коллегий с прокуратурами Рязанской, Саратовской, Тверской, Ульяновской областей, Северо-Западной транспортной прокуратурой по вопросам состояния законности в сфере обращения с отходами, лесопользования, исполнения экологического законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Меры по укреплению межведомственного взаимодействия, повышению эффективности работы правоохранительных органов по противодействию правонарушениям и преступлениям в лесной сфере обсуждены с участием Волжского прокурора на заседаниях Координационных совещаний руководителей правоохранительных органов Республики Марий Эл и Нижегородской области, на совместных межведомственных совещаниях в Вологодской и Тверской областях.
Аналогичная работа запланирована и проводится в текущем году. К примеру, в марте в г. Твери, на межведомственном совещании под сопредседательством первого заместителя Волжского прокурора, заместителей прокурора Тверской области и Московского межрегионального транспортного прокурора обсуждены вопросы укрепления законности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.
Практикуется проведение совместно с прокурорами субъектов Российской Федерации, транспортными прокурорами открытых форумов, являющихся не только инструментом привлечения внимания общества к вопросам экологии и площадкой для открытой дискуссии с общественными организациями и СМИ, но и особой формой взаимодействия органов прокуратуры с органами государственной власти, широким экспертным сообществом.
Как пример, в 2019 году в Костроме под председательством Волжского прокурора и прокурора Костромской области с участием прокурора Тверской области, заместителей Северо-Западного транспортного прокурора, прокуроров Вологодской, Ивановской, Ярославской областей проведен межрегиональный открытый форум по вопросу состояния законности в сфере лесопользования.
Аналогичные форумы проведены в республиках Татарстан, Марий Эл, Чувашии, Астраханской области.
Используются и другие формы взаимодействия. Совместно проводятся круглые столы, приемы граждан и предпринимателей. Разрабатываются планы совместных проверочных мероприятий. Издаются совместные организационно-распорядительные документы.
Показала свою эффективность деятельность межведомственных рабочих групп, созданных во всех регионах Волжского бассейна. На заседаниях групп обсуждаются вопросы соблюдения природоохранного законодательства, реализации мероприятий национального проекта «Экология», противодействия коррупции, защиты прав предпринимателей в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Многолетнее сотрудничество прокуратуры с органами государственной власти всех уровней, коллегами из территориальных и транспортных прокуратур, правоохранительными органами благоприятно отражается на экологической ситуации бассейна Волги.
Как пример, с 2015 года объем сбрасываемых в водоемы загрязненных сточных вод сократился на 352 млн. куб.м или на 16%, а сбросов без очистки – на 181 млн.куб.м или 72%; выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками – на 223 тонны или 12%.
Одним из важных направлений деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законодательства в сфере охраны вод.
Комплексно анализируя состояние законности, прокуроры не ограничиваются вопросами загрязнения вод, но всегда дают оценку влиянию на водные объекты лесных рубок, фактам захламления и застройки водоохранных зон.
Только в прошлом году волжскими прокурорами пресечено почти 3000 нарушений, оказывающих пагубное воздействие на водные объекты. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 960 правонарушителей.
Разрешена тысяча обращений о нарушениях водного законодательства, треть из них удовлетворена.
Основной причиной загрязнения водоемов являются сбросы неочищенных и недостаточно очищенных стоков. Работа 1120 предприятий, которыми в год сбрасывается 2 куб. км загрязненных сточных вод, находится под пристальным вниманием природоохранных прокуроров. По нашим требованиям строятся и модернизуются очистные сооружения. В прошлом году на эти цели затрачено свыше 700 миллионов рублей.
Как пример, в Тверской области исполнено решение суда по иску прокуратуры - племзаводом построены новые очистные сооружения, прекращен сброс загрязненных сточных вод в реку Межурку, на мероприятия затрачено 365 млн. рублей. В Волгоградской области прекращен сброс в Волгу загрязненных стоков с предприятия «Красный Октябрь». Отремонтированы очистные сооружения на двух объектах водоотведения в Высокогорском районе Республики Татарстан на сумму около 28 млн. рублей, в городе Богородске Нижегородской области - на сумму более 63 млн. рублей. Построены биологические очистные сооружения в городе Алатырь в Чувашии, на что затрачено 377 млн. рублей. В Ярославской области судостроительным заводом «Вымпел» построены очистные сооружения стоимостью более 85 млн. рублей. Продолжается строительство очистных сооружений Марийским целлюлозно-бумажным комбинатом, на что уже затрачено более 900 млн. рублей.
Модернизация объектов водоотведения -это длительный процесс, который связан не только со значительными материальными затратами, сложными технологиями, но и с иными обстоятельствами по принудительному исполнению судебных решений.
Во многом решению стоящих перед нами задач способствовало наделение в июне 2018 года Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры полномочиями по надзору за соблюдением законодательства об исполнительном производстве. В результате в 2019 году службой судебных приставов исполнено 400 судебных решений, что в 2 раза больше чем в 2018 году и что, в конечном итоге, благоприятно повлияло на экологическую ситуацию.
Национальным проектом «Экология» в рамках реализации федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Чистая вода» определены масштабные задачи - трехкратное сокращение сбросов загрязненных сточных вод.
Прокуроры активно включились в работу еще на этапе подготовки проектов в 2017 году.
О необходимости совершенствования работы по реализации национального проекта информируются органы власти субъектов Российской Федерации. По нашей инициативе дополнены региональные проекты в Астраханской и Самарской областях.
В 2019 году начата реализация 62 мероприятий. Завершены работы по 7 объектам, освоено более 294 миллионов рублей в Республике Марий Эл, Нижегородской, Самарской, Саратовской и Ярославской областях.
В этом году к реализации намечено 171 мероприятие на сумму около 13 миллиардов рублей.
Прокуроры реагировали на несвоевременное проведение конкурсных процедур и нарушения бюджетного законодательства.
Как результат - в Самарской области в декабре прошлого года завершено строительство водопроводных сетей в селе Калиновка, предусмотренное региональным проектом «Чистая вода». Заключены контракты в Жигулевске, Октябрьске и Сызрани.
В Тверской области региональным Министерством в ноябре 2019 года заключен государственный контракт по модернизации Тверецкого водозабора, обеспечивающего питьевой водой областной центр.
Прокуроры широко используют полномочия, предоставленные уголовно-процессуальным законодательством в пределах компетенции. По материалам прокурорских проверок, направленным в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ возбуждаются и расследуются уголовные дела.
В Волгоградской области на рассмотрении в суде находится уголовное дело по ст.ст. 201, 246 УК РФ в отношении руководителя организации, который, злоупотребив полномочиями не обеспечил выполнение части государственного контракта на проведение работ по экологической реабилитации ерика Каширин. По иску прокурора взыскивается причиненный окружающей среде ущерб в размере 141 млн. руб.
В этой же области по материалам природоохранной прокуратуры возбуждено и расследуется уголовное дело по ч.2 ст. 250 УК РФ. В ходе проверки установлено, что гибель рыбы в реке Сундовик произошла в результате сброса сверхнормативных загрязненных сточных вод с очистных сооружений, эксплуатируемых МУП «Биологические очистные сооружения». Ущерб составил более 1 млн. рублей. По иску прокурора на муниципальное предприятие судом возложена обязанность возместить вред, причиненный биоресурсам.
В Чувашской Республике в ходе прокурорской проверки установлено, что должностным лицом регионального министерства природных ресурсов и экологии в нарушение требований Водного кодекса Российской Федерации в аренду организации предоставлен лесной участок для недропользования, который полностью входит в границы водоохранной зоны р. Сура. В результате незаконной добычи песка, недрам причинен ущерб на сумму более 5 млн. рублей. По материалам проверки в отношении должностного лица министерства расследовано уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ, которое в настоящее время направлено в суд.
В Костромской области вследствие нарушений при утилизации затонувшей топливо-наливной баржи допущено загрязнение Горьковского водохранилища нефтепродуктами, в связи с чем прокурором инициировано уголовное преследование по ст.247 УК РФ, судом удовлетворен иск о взыскании ущерба в сумме 104 тыс. руб.
Пресечено 60 коррупционных нарушений в сфере водопользования, в том числе при реализации федеральных проектов национального проекта «Экология», федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах».
По материалам прокуратуры расследуются уголовные дела в Республике Татарстан по ч.1 ст. 285, ч.1 ст.286 и ч.3, ч. 4 ст.160 УК РФ в отношении бывшего директора учреждения Росводресурсов, который незаконно начислил себе премии на сумму почти 700 тыс. руб., подписал акты невыполненных берегоукрепительных работ Куйбышевского водохранилища в Ульяновской области на сумму более 55 млн. руб.
В этом же регионе возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст.159, ч.1 ст.285 УК РФ в отношении и.о. директора и учредителя ООО «Телесвязь» в связи с неисполнением работ по очистке акватории и берегов Куйбышевского водохранилища на сумму более 1 млн. рублей, предусмотренных федеральным проектом «Сохранение уникальных водных объектов».
Каждый факт причинения вреда водным объектам прокурорами подвергается глубокому анализу, принимаются исчерпывающие меры по его возмещению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Прокуроры нацелены на понуждение органов государственного экологического надзора к исполнению возложенных обязанностей.
Только после внесения представления Министру природопользования Рязанской области фармацевтический комбинат по судебному решению обязан возместить вред, причиненный водным объектам - рекам Амшанка и Кердь, в размере 3 млрд. 817 млн. 900 тысяч рублей.
Прокуроры инициативно обращаются с исками в суды в целях возмещения ущерба.
К примеру, в Чувашской Республике прокурором
в ходе проверки установлено, что ООО «Теплоэнергосети» осуществлялся сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в реку Цивиль с превышением установленных нормативов загрязняющих веществ. По иску прокурора вред, причиненный водному объекту в размере более 3,7 млн. рублей, полностью возмещен, эксплуатация очистных сооружений прекращена.
Необходимым условием обеспечения законности в сфере охраны вод является наличие границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а это – почти 340 тысяч километров, из них лишь пятая часть поставлена на учет.
Только в 2019 году предъявлено 133 иска к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, большинство из которых рассмотрено и удовлетворено.
Например, в Рязанской области по требованию прокуратуры установлены границы зон 152 водных объектов протяженностью почти 3,5 тысячи километров. А всего по бассейну на учет поставлено более 64 тыс. км границ.
До настоящего времени острой остается проблема установления границ и режима зон санитарной охраны источников водоснабжения, обеспечения свободного доступа к водоемам, сноса незаконно возведенных объектов.
По инициативе прокуроров внесены изменения в документы территориального планирования, скорректированы схемы водоснабжения и водоотведения в Волгоградской, Ивановской, Рязанской и других областях; организованы площадки сбора отходов в местах массового отдыха граждан на водных объектах в Астраханской области.
В 2018 – 2019 гг. по требованиям прокуроров в 43 случаях обеспечен свободный доступ к водным объектам, снесено 187 незаконно размещенных объектов в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах.
Внимание прокуроров обращено на установление зон затопления и подтопления, наличие на этих территориях объектов размещения отходов, скотомогильников.
На территории 13 населенных пунктов Вологодской области определены границы зон затопления, затрачено 15 миллионов рублей. В целом эта работа завершена в Республике Татарстан и Ивановской, Тверской областях.
Не оставлена без внимания межрегиональная проблема подъема и утилизации затопленных плавсредств. В прошлом году поднято 40 таких объектов, из них только в Астраханской области – 25. Всего по требованию волжских прокуроров поднято более 2 тыс. судов.
Информацию о нарушениях природоохранного законодательства во многих случаях прокуроры получают из обращений граждан. Ежегодно природоохранными прокурорами разрешается более 5 тысяч обращений. Проводятся выездные приемы, в регионах работают мобильные приемные, граждане обращаются на официальный сайт прокуратуры.
Обеспечение экологической безопасности Волги, сохранение природы для нынешнего и будущего поколения остается главной целью в деятельности Волжской прокуратуры.