Красноармейский муниципальный округ Чувашской Республики Красноармейски муниципаллă округĕ

Наркотики - угроза для общества

 

 

В понедельник, 20 июля, депутаты Собрания депутатов Красноармейского района обсудят Рекомендации парламентских слушаний, состоявшихся 19 февраля 2009 года в Государственной Думе Российской Федерации на тему: «О ПРИЧИНАХ И ПОСЛЕДСТВИЯХ «АФГАНСКОГО НАРКОТРА­ФИКА» ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ОБЩЕСТВА ОТ НАРКОАГРЕССИИ».

Участники парламентских слушаний констатировали и рекомендовали следующее.

В последние десятилетия незаконный оборот наркотиков стал для России серь­езнейшей государственной проблемой. Наркотизация населения оказывает мощное негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества и приобрела мас­штабы, угрожающие здоровью нации, социальной стабильности и безопасности госу­дарства. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, за период с 1996 года по настоящее время уровень немедицинского потреб­ления наркотиков вырос в 20 раз. Число лиц, состоящих под диспансерным наблюде­нием наркологических учреждений, составляет 538 тысяч человек. По официальным данным, ежегодно в России от приема наркотиков умирают порядка 10 000 человек. На общем неблагоприятном фоне распространения наркотиков среди населения особенно острой является проблема детской и юношеской наркомании. Наркологиче­скими учреждениями страны зарегистрировано 17 370 детей и 122 175 подростков, страдающих наркологическими расстройствами.

Несмотря на организационные, политико-дипломатические, экономические, медицинские и иные меры, предпринимаемые органами власти всех уровней, нарко­тизация населения страны имеет тенденцию к росту.

Особую тревогу вызывает значительный рост злоупотребления наркотически­ми средствами опийной группы. Суммарная доля лиц, употребляющих опиаты, со­ставляет почти 90% от общего количества наркозависимых в России.

Основной причиной интенсивного расширения российского опийного нарко­рынка является увеличение объемов поступления наркотиков этой группы из Афга­нистана.

Наркобизнес, связанный с распространением опиатов, является одним из самых прибыльных. Сбыт афганского героина только в России ежегодно приносит нарко­дельцам около 16 млрд. долларов США. В современном мире Афганистан является абсолютным лидером по производ­ству наркотиков опийной группы (более 93% мирового уровня). В Россию через страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан и Казахстан), по некоторым оценкам, может поступать до 35% от общего количества произведенных в Афганистане опиатов.           

Стратегия борьбы с незаконным выращиванием опийного мака в мире, приня­тая десять лет назад на 20-й спецсессии Генассаблеи ООН, привела к противополож­ным результатам. С момента введения в Афганистан военного контингента под эгидой ООН, объ­емы урожая опия увеличились почти в 3 раза, а производство опиатов по сравнению с 2001 года выросло в 44 раза. При этом 80% опийного мака выращивается в южных провинциях, граничащих с Пакистаном, в зоне действий войск НАТО против талибов.

Огромные масштабы производства героина и опия в Афганистане, существую­щая там военно-политическая нестабильность свидетельствуют о неэффективности национальной и международной антинаркотической стратегии в Афганистане, что является следствием недостаточной политической воли и попустительства со стороны представителей высших эшелонов власти этой страны и руководства военного кон­тингента коалиционных сил НАТО в Афганистане.

Наркобизнес в России все отчетливее приобретает транснациональные черты: организованность, создание устойчивых наркотрафиков, налаженный механизм от­мывания денег. Все очевиднее проявляется тенденция объединения участников транснационального наркобизнеса: производителей, перевозчиков, и сбытчиков - в единую глобальную сеть. Поэтому основой системы мер борьбы с афганской нарко­агрессией должно стать практическое взаимодействие между ОДКБ и НАТО в деле целенаправленного уничтожения посевов опиумного мака и нарколабораторий на территории Афганистана, а также расширение сотрудничества с государствами Цен­тральной Азии, оказание им помощи в противодействии афганскому наркотрафику.

Рост поступления в Россию наркотиков из Афганистана усугубляет проблему наркотизации общества, что становится серьезным фактором ухудшения демографи­ческой ситуации и разрушения генофонда нации.

Учитывая масштабы этой трагедии, назрела необходимость в новых подходах к формированию в России государственной антинаркотической политики, ключевым моментом которой должно стать содействие разрешению военно-политической си­туации в Афганистане, породившей масштабный экспорт афганских опиатов в нашу страну.

Заслушав и обсудив выступления по теме парламентских слушаний, участники парламентских слушаний отмечают важность и актуальность обсуждаемых проблем и рекомендуют:

Президенту Российской Федерации:

-  инициировать проведение под эгидой ООН международной конференции по Афганистану для обсуждения комплексного плана развития этой страны, дать указа­ние подготовить проект такого плана с учетом стратегических интересов России и предложить его участникам конференции;

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации:

1. Подготовить предложения по совершенствованию законодательства Россий­ской Федерации, касающиеся внесения изменений:

-  в Уголовный кодекс Российской Федерации в части выделения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в самостоятельный состав преступ­ления; введения дополнительных квалифицирующих признаков преступлений, свя­занных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающих установление ответственности за совершение деяния в значи­тельных размерах, за сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их анало­гов в исправительном учреждении, учебном заведении, или местах, используемых для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий, за сбыт несовер­шеннолетним наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов неза­висимо от того, знало ли лицо заведомо о возрасте несовершеннолетнего или нет;

- усиления ответственности, включая конфискацию имущества, для должностных лиц, использующих свое служебное положение при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекур­соров; установления уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гра­жданства, не выехавших из Российской Федерации в установленный законодательст­вом срок, в случае вынесения в отношении указанной категории граждан решений о депортации или административном выдворении;

-  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности в виде административного ареста за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Россий­ской Федерации, выразившееся в утрате документов, удостоверяющих личность и до­кументов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Феде­рации, а также превышение сроков пребывания на территории Российской Федера­ции: установления административной ответственности приглашающей стороны за режимом пребывания на территории страны иностранцев, прибывающих в порядке, требующем получения визы:

-  в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части допуска к сведениям, составляющим банковскую тайну, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- в законодательство Российской Федерации в части установления обязанности руководителей и иных должностных лиц организаций, специализирующихся на пре­доставлении различного рода услуг досуга, принимать меры по предупреждению не­законного распространения и потребления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ на подведомственных территориях (помещениях).

2.  Разработать и принять федеральный закон о системе оказания наркологиче­ской помощи, реабилитации наркозависимых лиц и профилактики немедицинского потребления наркотиков.

3.  Поддержать принятие проектов федеральных законов № 155230-5 «О внесе­нии изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголов­ной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ» и № 155184-5 «О внесении изменений в статьи 31 и  151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ», внесенных депутатами Государственной Думы.

4. Ускорить процесс ратификации Соглашения об условиях поставок специаль­ной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безо­пасности (2007 год) и Соглашения о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и спецслужб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (2008 год).

5.  Провести под эгидой Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации Международный форум «Мир против наркотиков».

6.  По линии межпарламентских связей предпринять меры к налаживанию со­трудничества между Организацией Договора о коллективной безопасности и НАТО в сфере борьбы с «афганским наркотрафиком».

7.  По линии межпарламентски спячей обсудить с законодателями Ирпна. Па­кистана, Индии, Китая. США, Афганистана. Казахстана. Таджикистана Киргизии. Узбекистана вопросы совершенствования законодательства в целях формирования общих принципов антинаркотической политики.

8. Включить в План мероприятий Государственной Думы «правительственный час» по вопросу формирования и реализации внешней политики Российской Федера­ции в Центрально-Азиатском регионе и Афганистане с приглашением Министра ино­странных дел Российской Федерации, Директора ФМС России и Руководителя Феде­рального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественни­ков, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничест­ву.

Правительству Российской Федерации:

1.  В сжатые сроки завершить разработку Федеральной целевой про-граммы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незакон­ному обороту на 2010-2014 годы», включая вопросы лечения и реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью, пропаганды здорового образа жизни.

2. Рассмотреть вопрос о разработке программ международного сотрудничества с Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан, Кыргызской Республикой, Рес­публикой Узбекистан в сфере контроля за оборотом наркотиков, включающих: созда­ние системы мониторинга грузо- и пассажиропотоков из Афганистана, первоочеред­ной целью которой должно стать перекрытие каналов поставок наркотиков афганско­го происхождения на дальних подступах к странам их потребления и транзита; оказа­ние технической помощи государствам, находящимся на основных транзитных путях переброски наркотиков из Центрально-Азиатского региона в другие государства, а также правовой помощи в разработке необходимого национального законодательства, методических рекомендаций и нормативных актов в целях улучшения международ­ного сотрудничества по противодействию афганской наркоугрозе; выработка ком­плекса мер по перекрытию каналов доставки наркотиков из Афганистана по всем на­правлениям и маршрутам, в том числе по организации и проведению межведомствен­ных и международных операций; продолжение работы по подготовке и переподго­товке кадров правоохранительных органов государств Центрально-Азиатского регио­на в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

3.  Рассмотреть вопрос о включении антинаркотической тематики в повестку дня переговоров на различных уровнях с партнерами из государств — участников СНГ.

4. Ускорить работу по согласованию и подписанию межправительственных ан­тинаркотических соглашений между Российской Федерацией и Республикой Таджи­кистан, а также между Российской Федерацией и Республикой Туркменистан.

5.  Рассмотреть вопрос о внесении изменений в соглашения между Правитель­ством Российской Федерации и Правительствами Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан, направленных на изменение перечня документов, удостоверяющих личность, дающих право пересече­ния границы, а также усиление контроля за перевозкой грузов автотранспортом через Государственную границу Российской Федерации.

6.    Настойчиво   побуждать   западных   партнеров   к   изменению   своей   ан­тинаркотической   стратегии   и   тактики   в   Афганистане   в   пользу   принятия   ре­шительных мер по пресечению «афганского наркотрафика». Обусловить дальнейшую транспортировку невоенных грузов для США и НАТО через территорию Российской Федерации в Афганистан принятием ими соответствующих официальных документов о переходе к политике искоренения наркобизнеса в этой стране и практических эф­фективных действий в обеспечение указанных решений.

7.    Предпринять   практические   шаги   к   налаживанию   эффективного   со­трудничества между ОДКБ и НАТО в целях искоренения наркобизнеса в Афганиста­не и пресечения «афганского наркотрафика», а также максимально использовать воз­можности ШОС в противодействии наркоугрозе со стороны Афганистана.

8.  Подготовить законодательные предложения по внесению изменений: в та­моженное и иное законодательство Российской Федерации в части введения ограни­чений для ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров без за­ключения внешнеторгового контракта, обязательного отражения в контрактах или сопроводительных документах к контракту сведений о грузоотправителе и грузопо­лучателе, о местах производства товаров и местах формирования товарных партий;

- в статью 30 Закона Российской Федерации от I апреля 1093 г. N" 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в части возложения на погранич­ные органы обязанностей по фиксации персональных данных граждан иностранных государств и лиц без гражданства, пересекающих границу Российской Федерации), а также проработать вопрос совершенствования порядка передачи таких сведений в ор­ганы ФМС России;

9.  В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Рос­сийской Федерации» принять дополнительные меры по усилению охраны Государст­венной границы Российской Федерации, в числе приоритетов определить обустройст­во пунктов пропуска через границу, расположенных на российско-казахстанском уча­стке, в том числе оборудованием автоматизированной передачи данных иностранных граждан от органов пограничного контроля ФСБ России в Центральную базу данных учета иностранных граждан (ЦБД УИГ) ФМС России.

10.  Создать на базе ФСКН России единый межведомственный банк данных лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, сопряженную с Государствен­ной информационной системой миграционного учета (ГИСМУ).

11.  Совершенствовать систему статистического учета лиц, страдающих нарко­тической зависимостью и умерших от употребления наркотиков, организовать мони­торинг угроз поступления наркотиков на территорию России (с использованием раз­личных источников).

12.  Совершенствовать систему контроля за оборотом продуктов питания, по­ставляемых из государств Центральной Азии представителями российского малого бизнеса.

13. Определить порядок осуществления контроля за товарами, перемещаемыми жителями приграничных территорий (районов) в местах пересечения границы, преду­сматривающий информирование таможенных органов о транспортных средствах и товарах, перемещаемыми жителями приграничных территорий (районов).

14.  Внести изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Россий­ской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказа­нии» в части введения аналитической диагностики наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ, вызывающих опьянение (интоксика­цию), и их метаболитов, а также установления диагноза «наркомания» как противо­показания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности.

15. Создать специализированное высшее учебное заведение по подготовке кадрового состава органов по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных    веществ,    а    также    научно-исследовательский    центр    для    научно-методологического обеспечения деятельности ФСКН и методического сопровожде­ния реализации антинаркотической политики.

16.  Принять меры по оснащению экспертных подразделений органов по кон­тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ современным оборудованием и техникой.

17.  Принять меры по повышению материально-финансового обеспечения со­трудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

18.  Обеспечить финансирование мероприятий по разработке и внедрению но­вых эффективных методов лечения, социально-психологической реабилитации наркозависимых лиц, а также по оснащению наркологических диспансеров, военно-медицинских учреждений Минобороны России и лечебно-профилактических учреж­дений уголовно-исполнительной системы необходимым медицинским оборудовани­ем.

19.  Рассмотреть вопрос о выделении ФТС России дополнительных штатных единиц для создания и организационно-штатного укрепления специализированных подразделений таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1.  Обеспечить финансирование и принятие дополнительных мер по организа­ционному обеспечению региональных комплексных программ противодействия зло­употреблению наркотиками и их незаконному обороту.

2. Рекомендации парламентских слушаний рассмотреть на заседаниях антинар­котических комиссий в субъектах Российской Федерации. Предложить антинаркоти­ческим комиссиям в субъектах Российской Федерации в срок до 30 апреля предста­вить в Государственный антинаркотический комитет предложения по реализации Ре­комендаций парламентских слушаний.

3.  Рекомендации парламентских слушаний рассмотреть на заседаниях органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность выступления с за­конодательными инициативами по совершенствованию мер по защите общества от наркоагрессии.

Федеральным органам исполнительной власти:

ФСКН России:

-  продолжить организацию и проведение международных комплексных опера­тивно-профилактических операций («Канал» и т.п.);

-  ускорить внесение на рассмотрение Совета глав правительств государств -участников СНГ проекта соглашения о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров:

-  подготовить законодательные предложения по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления порядка направления на медицинское освидетельствование лиц, в отношении кото­рых есть основания полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения, а также установления ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования;

МВД России:

-  подготовить законодательные предложения о внесении изменений в Феде­ральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» в части установления необходимости дакти­лоскопирования всех иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших ад­министративные правонарушения на территории Российской Федерации;

МИД России:

-  продолжить активные усилия в интересах укрепления международного анти­наркотического сотрудничества при ведущей роли Российской Федерации, прежде всего, в целях пресечения наркотической и связанной с нею террористической угроз, исходящих с территории Афганистана:

-  принять необходимые меры по внесению в повестку дня заседания Совета безопасности ООН в период председательства Российской Федерации вопроса о при­чинах происхождения и производства опиатов на территории Афганистана и их нар­котрафика в Российскую Федерацию;

Минобрнауки России:

-  изучить возможность включения в государственные образовательные стан­дарты нового поколения высшего и среднего профессионального образования учеб­ной дисциплины «Профилактика наркомании и других социально значимых заболе­ваний среди молодёжи» в качестве обязательной для изучения в среднеспециальных и высших учебных заведениях Российской Федерации;

- разработать совместно с Минздравсоцразвития России Концепцию профилак­тики незаконного потребления наркотических средств и психотропных и психоактив­ных веществ в образовательных учреждениях Российской Федерации;

Минздравсоцразвития России:

- ускорить доработку и внесение в Правительство Российской Федерации про­екта федерального закона «О внесении изменений в статьи 1, 44, 54 Федерального за­кона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в части совершенст­вования порядка медицинского освидетельствования и реабилитации больных нарко­манией);

-  подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 56 Феде­рального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психо­тропных веществах» в целях приведения ее в соответствие с действующим законода­тельством в области охраны здоровья граждан:

-  в целях раннего выявления потребителей наркотиков, а также профилактики наркомании подготовить предложения по внесению изменений в нормативные право­вые акты Российской Федерации в части введения лабораторного исследования, про­водимого с целью обнаружения наркотиков в организме человека как основания для правовых последствий и ограничения отдельных прав граждан в случаях, предусмот­ренных законодательством Российской Федерации;

ФСБ России:

-  принять меры по обеспечению пограничными органами проверки правильно­сти и полноты заполнения иностранными гражданами и лицами без гражданства, пе­ресекающими границу Российской Федерации, миграционных карт, а также соответ­ствия сведений в миграционных картах сведениям в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства, с привлечением к дисципли­нарной ответственности руководителей и должностных лиц, ненадлежаще испол­няющих соответствующие требования;

ФТС России:

- ускорить создание в системе таможенных органов России специализирован­ных структурных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность по выявлению и пресечению контрабанды наркотиков, непосредственно в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

ФМС России:

- проработать вопрос о целесообразности изменения международного соглаше­ния и законодательства Российской Федерации об упрощенной схеме выдачи граж­данства Российской Федерации гражданам стран СНГ (для лиц, прибывающих в страны СНГ из других государств);

МИД России, Миздравсоцразвития России, ФСКН России, Роспотребнадзор:

-  выработать научно обоснованную консолидированную позицию по отноше­нию Российской Федерации к опиоидной заместительной терапии для дальнейшего ее представления в работе международных организаций, межгосударственных форумов, объединений. Средствам массовой информации: целенаправленно и последовательно публиковать материалы, создавать теле- и радиопрограммы, направленные на отказ от потребления алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ и пропагандирующие здоровый образ жизни.

 

 



15 июля 2009
00:00
Поделиться