Итоги работы Центра диагностики и консультирования отдела образования администрации Красноармейского района в 2007/2008 учебном году
«Центр диагностики и консультирования» при отделе образования функционирует 13 лет. В 2007/2008 учебном году основными направлениями работы Центра были психологическое просвещение, психологическая профилактика, диагностическая, консультативная, коррекционная работа.
Диагностической работой Центра в 2007-2008 учебном году было охвачено 1397 чел.: психологами - 1230 (34 педагога, 16 родителей,1180 детей и подростков), логопедом -167. Особое внимание уделялось психодиагностике детей, имеющих трудности в обучении и школьной адаптации. В течение года работал районный психолого- медико- педагогический консилиум (РПМПк ), целью которого является выявление имеющих трудности детей, оказание им социальной, медицинской, психологической и педагогической помощи. Прошло 4 заседания консилиума. Осмотрены 14 детей, из них 10 направлены в республиканскую ПМПК (психолого- медико- педагогическую комиссию). В период с 19 мая по 20 июня 2008 года прошло обследование детей 6-7 летнего возраста по определению готовности к обучению в школе. Целью обследования явилось определение уровня дошкольной зрелости детей, предупреждение родителей о возможных трудностях детей в обучении, рекомендации педагогам и родителям по коррекционной, воспитательной работе, определение для ребенка оптимальных сроков и условий обучения. Было обследовано 166 детей. Из них выявлены дети, готовые к школьному обучению – 128 (76 % ), дети, которым рекомендовано обучение в школе при несколько недостаточном уровне готовности к школе - (18 % ), дети, имеющие низкий уровень готовности к школе, которым рекомендовано обучение в школе по возрасту, а также консультация детского невропатолога - 5 (3 % ), дети, имеющие возраст ниже 6,6 лет к началу обучения в школе, которым рекомендовано отсрочить обучение в школе на 1 год - 5 ( 3% ), выявлено 8 леворуких детей.
Консультативной работой было охвачено 433 человек. Из них, 289 чел. консультировались у психологов, 144 - у логопеда. Родители составляют 70% (306), педагоги - 25% (109), школьники - 4% (18), другие категории (студенты, работники различных учреждений и т .д.) - 1 % всех консультирующихся. Педагоги консультировались по результатам обследования детей, имеющих психологические проблемы, при организации и проведении занятий кратковременного пребывания в школе, а также по профессиональным и личностно значимым вопросам. Родители консультировались по проблемам обучения и личностного развития детей. Школьников интересовали проблемы профориентации, взаимоотношения со сверстниками, с родителями, учителями.
Для просветительской работы была разработана тематика для работы с педагогами, родителями, детьми юношеского, подросткового возраста. Психопросвещением было охвачено 566 чел.: психологами – 468 чел., логопедом - 98, (192 педагога, 363 родителей, 11 детей и подростков). В течение года были проведены 11 семинаров, практикумов, деловых игр с педколлективами, с заместителями по воспитательной работе, с социальными педагогами, классными руководителями. На занятиях затрагивались вопросы толерантности, определения профессиональной направленности педагога, профилактики наркомании, работа с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении, проблемы адаптации первоклассников к школе, диагностики готовности к школе, повышение учебной мотивации и др. Просветительская работа с родителями проводилась в форме всеобуча, практикумов, встреч, круглых столов, собраний. Всего за год проведено 8 встреч с родителями ДОУ и школ.
Коррекционной работой в 2007-2008 учебном году было охвачено 442 обучающихся: психологами – 363 чел., логопедом -79.
Важное место в работе Центра занимала профилактика аддиктивного и дезадаптивного поведения подростков. Психологи Центра активно участвовали в месячниках правовых знаний, «Милиция и дети», республиканской акции «Молодежь против наркотиков». В рамках месячников были проведены встречи с родителями трудных подростков, администрацией школ и педагогами. По проблемам наркомании, курения и алкоголизма с 1 по 20 ноября 2007 года был проведен социологический опрос среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Красноармейского района по выявлению склонностей к употреблению ПАВ. Приняли участие: МОУ«Траковская чувашско-немецкая гимназия»(126 обучающихся, 125 родителей), МОУ «Красноармейская СОШ № 2» (соответственно 53 и 46), МОУ «Убеевская СОШ» »(соответственно 34 и 30), МОУ «Пикшикская СОШ» »( соответственно 40 и 43), МОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» (соответственно 43 и 36).Результаты будут использованы для разработки адекватных мер профилактики аддиктивного поведения. Являясь членом КДН, заведующий ЦДК Иванова Т.В. участвовала в обследовании неблагополучных семей, несовершеннолетних подростков, оказание им психологической помощи . В целях выявления причин отклонений в развитии и поведении несовершеннолетних, оказания им психолого-педагогической помощи с 20 по 30 января 2008 года психологами ЦДК отдела образования и педагогами школ было проведено психолого-педагогическое обследование обучающихся общеобразовательных учреждений, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Тестирование прошли также родители. На каждого состоящего на учете в КДН школьника было составлено психолого-педагогическое заключение по итогам обследования по карте Стотта и даны рекомендации педагогам и родителям Основными проявлениями дезадаптации подростков являются враждебность по отношению к взрослым, тревожность по отношению к взрослым, угнетенность (депрессивное состояние), эмоциональное напряжение, недоверие к людям, вещам, ситуациям, асоциальность. Причины асоциальности подростков - неблагоприятные условия среды, недостатки воспитательно-образовательной работы семьи и школы, а особенно нарушения в семейном воспитании (авторитарность, жестокость, попустительство, гипоопека, гиперопека, конфликты в семье). Психологов и педагогов беспокоит также психосоматическое здоровье этих детей. Многим из них нужна комплексная медико-социальная, психолого-педагогическая помощь
Дни психологии в этом учебном году были проведены в Алманчинской СОШ, Большешатьминской СОШ, Именевской СОШ, Исаковской СОШ и Шивбосинской ООШ. В эти дни в образовательных учреждениях района с участниками образовательного процесса проводились занятия на психологические темы, ответы на интересующие детей вопросы, индивидуальные консультации у психологов и логопеда всех желающих, «Книга радости» для младших учащихся, «Забор желаний» и т.д. Все учащиеся и педагоги были активными участниками дня психологии. А также они ознакомились с практической деятельностью психолога и логопеда.