Молодой учитель - редкий кадр
Каждый год старейший педагогический вуз республики - ЧГПУ - выпускает свыше 900 будущих учителей. Прибавьте сюда выпускников филиалов "иногородних" вузов и колледжей, представленных в республике. Между тем молодой педагог, работающий в школе, - сегодня редкость, в сельской школе - большая редкость. Учитель-мужчина - прямо-таки исключение. Ведь у отечественной педагогики, как известно, женское лицо. И отнюдь не молодое.
В Траковской чувашско-немецкой гимназии Красноармейского района работают два таких "исключения". 25-летние учитель истории Михаил Филимонов и преподаватель информатики Олег Кузнецов. Михаил - генетический педагог, продолжатель известной в районе учительской династии, основанной еще бабушкой. "Вообще-то сначала я полюбил науку историю, а уж она привела в школу. Мои бывшие учителя были, (мягко говоря, удивлены, ведь в детстве я был хулиганом. Еще больше они были изумлены, увидев, какая дисциплина на моих уроках", - улыбается парень, которого на первый взгляд легко спутать с обычным старшеклассником. На плечах Филимонова помимо уроков классное руководство, различные дополнительные занятия и кружки, молодежное патриотическое движение в районе. Олег же заведует двумя компьютерными классами, в которых обучает, виртуальной грамоте не только школьников, но и отставших от времени коллег. Недавно в гимназии по нацпроекту "Образование" компьютерами и медиа-проекторами были оснащены шесть учебных кабинетов - учителям хочется использовать технику на сто процентов, пока она морально не устарела. Поэтому если где-то что-то "зависнет-заглючит", опять-таки зовут "скорую компьютерную помощь" - Кузнецова.
В общем, нагрузка у молодых кадров, что называется, под завязку. А вот сколько зарабатывают? В среднем 4,5 тысячи рублей. На вопрос: "Хватает?" - Олег Борисович и Михаил Анатольевич краснеют, как подростки. Потому-то руководство гимназии бережет их, как зеницу ока. Вдруг кто переманит большими заработками. К примеру, не так давно кандидатурой молодого историка всерьез заинтересовались в администрации района. Активный, творческий, не ленивый - такого бы в управленцы. "Едва парня не отбили, - качает головой методист ресурсного центра Галина Николаева. - Поговорили с главой района, объяснили ситуацию со стареющими кадрами в школах. Вот в Яншихово-Челлинской СОШ не удержали учителя информатики, выпускник ЧГПУ два месяца проработал и ушел в бизнес". В Траковской гимназии информатика, приехавшего, кстати, из Новочебоксарска, удержали - выделили Кузнецову комнату со всеми удобствами. "Хорошо, что они не женаты", - открещиваются от другой "напасти" завучи гимназии. Их беспокойство понятно: молодой семье на учительскую зарплату туговато придется. Пока же молодым и неженатым хватает и на книги, и на компьютер в кредит - льготный, для учителей.
Между тем проблема нехватки квалифицированных кадров идет рука об руку с растущей убылью и самих учеников. Детей нынче рожают мало, а потому в некоторых классах - по 5-7 учеников. В том же Красноармейском районе каждый год школьников становится меньше на 190-200 человек. А значит, и о расширении учительского штата вопрос, думается, не стоит. Главное - как удержать...
Сегодня власти городов и районов республики ищут разные способы, чтобы привлечь будущих педагогов. В Алатыре, например, молодым специалистам предусмотрена 20-процентная надбавка к зарплате. А в Новочебоксарске учителям со стажем работы не более трех лет положено по 500 рублей к получке. На такие расходы города пошли не от хорошей жизни. По данным Минобразования республики на октябрь 2006 года, в Новочебоксарске доля работающих в образовании пенсионеров составляла почти 16%, в Алатыре — примерно 12. Наряду с Чебоксарами, Козловским и Мариинско-Посадским районами здесь наиболее "пожилые" педколлективы. Конечно, большой стаж работы - это опыт, навыки, мудрость, в конце концов. Но это нередко и закостенелость, страх перед инновациями, компьютерная безграмотность. Могут ли такие учителя дать школьникам сполна все, что требует современная жизнь? тот же работодатель?
Школе нужны свежие силы с новыми взглядами. И материальный стимул играет здесь решающую роль. Вурнарские учителя ежемесячно получают 50-процентные надбавки к зарплате, в Шумерлинском районе вообще всем молодым специалистам - доплачиваются подъемные в размере 3 тысяч рублей. Видимо, оттого в этом районе, пожалуй, больше всего педагогической молодежи со стажем до двух лет - 4,2%, в то время как по всей республике этот показатель равен 2,2. Конечно, 3 тысячи - деньги небольшие, для сравнения: в Астраханской области молодые сельские учителя получают на старте в десять раз больше. Но есть и другие важные рычаги финансового и творческого стимулирования: республиканские и федеральные гранты, выплаты в рамках нацпроекта, именные стипендии и т.д. Эти меры отчасти призваны повысить престиж профессии, когда-то одной из наиболее уважаемых в стране.
Впрочем, до высоких ли материй сегодня. Не до жиру... Приведем лишь одну цифру: потребность в кадрах на новый учебный год, по предварительным данным Минобразования, составляет 143 человека. Катастрофически не хватает педагогов по иностранному языку и физкультуре. Первые, как правило, устраиваются переводчиками. Вторые же прямиком идут в силовые структуры либо на высокооплачиваемую работу в спортивные центры и фитнес-клубы. К тому же, с 1 января 2008 года в России отменят отсрочку от армии для выпускников педагогических вузов, работающих в сельских школах. И кто знает, продолжат ли учительствовать в Траковской гимназии два ее "исключения".
Нехватку учителей министр образования РФ Андрей Фурсенко назвал мифом. По статистике, лишь 40% выпускников педагогических вузов идут работать преподавателями. В среднем на одного учителя в России приходится 10 учеников, в Европе - 15. Поэтому Минобразования приняло решение сократить в вузах число бюджетных мест за ненадобностью.
Независимые эксперты позицию министра посчитали абсурдной. По их мнению, в крупных городах широко распространен скрытый дефицит педагогов, когда учителя берут не одну ставку, а две или три. А на селе один педагог может запросто преподавать несколько дисциплин: историю, географию, биологию. Такого не должно быть. Если сложить потребности сферы образования, то окажется, что в России не только нельзя уменьшать количество учителей, но, наоборот, нужно увеличивать, считают эксперты.