Красноармейский муниципальный округ Чувашской Республики Красноармейски муниципаллă округĕ

Молодой учитель - редкий кадр

 

 

Каждый год старейший педагогический вуз республики - ЧГПУ - выпускает свыше 900 будущих учителей. Прибавьте сюда выпускников филиалов "иногородних" вузов и колледжей, представленных в республике. Между тем молодой педагог, работающий в школе, - сегодня редкость, в сельской школе - большая редкость. Учитель-мужчина - прямо-таки исключение. Ведь у отечественной педагогики, как известно, женское лицо. И отнюдь не молодое.

В Траковской чувашско-немец­кой гимназии Красноармейского района работают два таких "ис­ключения". 25-летние учитель истории Михаил Филимонов и преподаватель информатики Олег Кузнецов. Михаил - генетический педагог, продолжатель известной в районе учительской династии, основанной еще бабушкой. "Во­обще-то сначала я полюбил науку историю, а уж она привела в школу. Мои бывшие учителя были, (мягко говоря, удивлены, ведь в детстве я был хулиганом. Еще больше они были изумлены, уви­дев, какая дисциплина на моих уроках", - улыбается парень, ко­торого на первый взгляд легко спутать с обычным старшекласс­ником. На плечах Филимонова помимо уроков классное руковод­ство, различные дополнительные занятия и кружки, молодежное патриотическое движение в райо­не. Олег же заведует двумя ком­пьютерными классами, в которых обучает, виртуальной грамоте не только школьников, но и отстав­ших от времени коллег. Недавно в гимназии по нацпроекту "Обра­зование" компьютерами и медиа-проекторами были оснащены шесть учебных кабинетов - учи­телям хочется использовать тех­нику на сто процентов, пока она морально не устарела. Поэтому если где-то что-то "зависнет-заглючит", опять-таки зовут "ско­рую компьютерную помощь" - Кузнецова.

В общем, нагрузка у молодых кадров, что называется, под завяз­ку. А вот сколько зарабатывают? В среднем 4,5 тысячи рублей. На вопрос: "Хватает?" - Олег Бори­сович и Михаил Анатольевич краснеют, как подростки. Потому-то руководство гимназии бережет их, как зеницу ока. Вдруг кто переманит большими заработка­ми. К примеру, не так давно кандидатурой молодого историка всерьез заинтересовались в адми­нистрации района. Активный, творческий, не ленивый - такого бы в управленцы. "Едва парня не отбили, - качает головой мето­дист ресурсного центра Галина Николаева. - Поговорили с гла­вой района, объяснили ситуацию со стареющими кадрами в шко­лах. Вот в Яншихово-Челлинской СОШ не удержали учителя информатики, выпускник ЧГПУ два месяца проработал и ушел в бизнес". В Траковской гимназии информатика, приехавшего, кста­ти, из Новочебоксарска, удержа­ли - выделили Кузнецову ком­нату со всеми удобствами. "Хо­рошо, что они не женаты", - открещиваются от другой "напа­сти" завучи гимназии. Их беспо­койство понятно: молодой семье на учительскую зарплату туго­вато придется. Пока же моло­дым и неженатым хватает и на книги, и на компьютер в кредит - льготный, для учителей.

Между тем проблема нехватки квалифицированных кадров идет рука об руку с растущей убылью и самих учеников. Детей нынче рожают мало, а потому в неко­торых классах - по 5-7 учени­ков. В том же Красноармейском районе каждый год школьников становится меньше на 190-200 человек. А значит, и о расшире­нии учительского штата вопрос, думается, не стоит. Главное - как удержать...

Сегодня власти городов и рай­онов республики ищут разные способы, чтобы привлечь буду­щих педагогов. В Алатыре, на­пример, молодым специалистам предусмотрена 20-процентная надбавка к зарплате. А в Новочебоксарске учителям со стажем работы не более трех лет поло­жено по 500 рублей к получке. На такие расходы города пошли не от хорошей жизни. По данным Минобразования республики на октябрь 2006 года, в Новочебоксарске доля работающих в обра­зовании пенсионеров составляла почти 16%, в Алатыре — пример­но 12. Наряду с Чебоксарами, Козловским и Мариинско-Посадским районами здесь наиболее "пожилые" педколлективы. Конеч­но, большой стаж работы - это опыт, навыки, мудрость, в конце концов. Но это нередко и закос­тенелость, страх перед инноваци­ями, компьютерная безграмот­ность. Могут ли такие учителя дать школьникам сполна все, что требует современная жизнь? тот же работодатель?

Школе нужны свежие силы с новыми взглядами. И матери­альный стимул играет здесь ре­шающую роль. Вурнарские учи­теля ежемесячно получают 50-процентные надбавки к зарпла­те, в Шумерлинском районе вообще всем молодым специалистам - доплачиваются подъемные в размере 3 тысяч рублей. Ви­димо, оттого в  этом районе, пожалуй, больше всего педаго­гической молодежи со стажем до двух лет - 4,2%, в то время как по всей республике этот по­казатель равен 2,2. Конечно, 3 тысячи - деньги небольшие, для сравнения: в Астраханской обла­сти молодые сельские учителя получают на старте в десять раз больше. Но есть и другие важ­ные рычаги финансового и твор­ческого стимулирования: респуб­ликанские и федеральные гран­ты, выплаты в рамках нацпроекта, именные стипендии и т.д. Эти меры отчасти призваны по­высить престиж профессии, ког­да-то одной из наиболее уважа­емых в стране.

Впрочем, до высоких ли мате­рий сегодня. Не до жиру... При­ведем лишь одну цифру: потреб­ность в кадрах на новый учебный год, по предварительным данным Минобразования, составляет 143 человека. Катастрофически не хватает педагогов по иностранно­му языку и физкультуре. Первые, как правило, устраиваются пере­водчиками. Вторые же прямиком идут в силовые структуры либо на высокооплачиваемую работу в спортивные центры и фитнес-клубы. К тому же,  с 1 января 2008 года в России отменят отсрочку от армии для выпускников педаго­гических вузов, работающих в сельских школах. И кто знает, продолжат ли учительствовать в Траковской гимназии два ее "ис­ключения".

 

Нехватку учителей министр образования РФ Андрей Фурсенко  назвал мифом. По статистике, лишь 40% выпускников педагогических вузов идут работать преподавателями. В среднем на одного учителя в России приходится 10 учеников, в Европе - 15. Поэтому  Минобразования приняло решение сократить в вузах число бюджетных мест за ненадобностью.

Независимые эксперты позицию министра посчитали абсурдной. По их мнению, в крупных городах широко распространен скрытый дефицит педагогов, когда учителя берут не одну ставку, а две или три. А на селе один педагог может запросто преподавать несколько дисциплин: историю, географию, биологию. Такого не должно быть. Если сложить потребности сферы образования, то окажется, что в России не только нельзя уменьшать количество учителей, но, наоборот, нужно увеличивать, считают эксперты.

 



"Советская Чувашия"
16 мая 2007
00:00
Поделиться
;