Красноармейский муниципальный округ Чувашской Республики Красноармейски муниципаллă округĕ

Операция «Школьная кооперация». Инновации приходят из сельской глубинки

 

 

Устойчивый миф о том, что сельская школа хуже готовит к ВУЗУ, чем городская, в Красноармейском районе Чувашской Республики могут развенчать в два счета. Причем не одним только теоретическими выкладками, но и вполне убеждающими действиями.

 

Все началось с реструктуризации системы об­разования. Несколько лет назад в Красноар­мейском районе были закрыты четыре мало­комплектные школы, оставшиеся 14 превра­тились в полнокомплектные. Реализации это­го плана во многом способствовала президе­нтская программа «Школьный автобус».

— Это было требование времени и общест­венности — родителей, ратовавших за качест­венное образование для детей, — рассказыва­ет Николай Антонов, начальник отдела обра­зования администрации Красноармейского района. — Я сам проработал 20 лет в школе и знаю, что в классе, где пять учеников, можно попробовать всех сделать отличниками. Но там, где учеников много, у детей больше сти­мулов учиться. В полных классах другой уро­вень развития детей, другое общение. Конеч­но, учителю в таком классе непросто, ведь к его подготовке предъявляются повышенные требования. Мы обеспечили подвоз детей в школы с качественной материально-техни­ческой базой и подготовленным преподава­тельским составом.

А потом реформенные процессы подтолк­нули главу районного образования к иннова­циям в области профильного обучения. Так родилась схема сетевого взаимодействия школ. Судя по всему, идею Николаю Иллари­оновичу подала развитая в Чувашии система сельских потребительских кооперативов. В этой системе, к слову, работает супруга Нико­лая Илларионовича, в кооперативном инсти­туте в Чебоксарах учится младшая дочь.

Суть схемы заключается в том, чтобы, на­чиная с девятого класса, ориентировать уче­ника на выбор профессии. Школьные прог­раммы строятся так, чтобы ученики получи­ли максимум знаний обо всех существующих профессиях. У сельской школы для этого дос­таточно возможностей: подростки не только теоретически познают мир профессий на уро­ках, но посещают с экскурсиями предприятия своего района и республики. Предпочтения выявляются тестами.

В 10 класс ребята приходят, четко зная, с какой специальностью хотели бы связать жизнь и какие предметы необходимы им для поступления в вуз или техникум.

— Старались продумать все мелочи, воспринять эксперимент с точки зрения ученика, просчитывали, как отнесутся к нововведени­ям родители. Именно потому, что мы проду­мали все, в дальнейшем серьезных корректи­вов в программу вносить не пришлось, — ут­верждает Николай Антонов.

На базе трех школ - Траковской чувашско-немецкой гимназии, Большешатьминской СОШ и Яншихово-Челлинской СОШ были созданы ресурсные центры профильного об­разования. Работа в них ведется по шести спе­циализациям: филологической, физико-ма­тематической, агротехнологической, инфор­мационно-технологической, технологичес­кой, социально-экономической. Впрочем, программа профильного обучения может сос­тавляться и по желанию ученика, варианты возможны.

Вопрос «кто будет учить?» решился конку­рсным отбором среди учителей высшей и 1 ка­тегорий. Кстати, до сих пор среди преподава­телей ресурсных центров не было произведе­но ни одной замены. Добавим, что четыре учителя района являются лауреатами прези­дентской премии, а Траковская гимназия в 2006 году была удостоена премии в один мил­лион рублей как лучшая инновационная шко­ла.

Теперь о технической стороне. Доставку старшеклассников в ресурсные центры осуще­ствляют 8 школьных автобусов, еще один всегда наготове в резерве - на всякий случай. Автобусы, работающие по Траковскому нап­равлению, наматывают в неделю не более 88 километров, привозя на уроки углубленного изучения предметов 78 учащихся 10-11 клас­сов из трех деревенских школ.

Анкетирование показало, что у старшекла­ссников новая форма обучения вызывает поч­ти поголовное одобрение. А где еще они могут пообщаться с теми, кто тоже заинтересован в получении знаний, да еще пообщаться со сверстниками другого коллектива?

В Министерстве образования ЧР красно­армейские нововведения поддерживают обе­ими руками. Опыт района по рекомендации ведомства уже начали перенимать Канашский, Порецкий, Марпосадский и другие райо­ны Чувашии

А что думают о новомодных веяниях лю­ди подневольные, учителя и директоры шко­лы? Этот вопрос мы задали одному из дирек­торов сельских школ. И вот какой получили ответ:

— Не буду скрывать, бывает, учителя оби­жаются, что сейчас все силы и средства стяги­ваются к ресурсным центрам. Но обижаться не на что, это право надо заслужить. Не так уж часто в деревнях есть возможность углублен­ного изучения предмета. Работа с лучшими преподавателями района дает шансы нашим ученикам на олимпиадах на равных конкури­ровать с городскими гимназистами, а у школ возникает больше шансов получить гранты на дальнейшее развитие.

 

Светлана Петрова,

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛО­ДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:

— Опыт Красноармейского района по сете­вому взаимодействию школ был рассмотрен на недавнем заседании коллегии нашего ми­нистерства. Вывод коллегии был таким: практический эксперимент удался, опыт следует обобщить и распространить по рес­публике.

Мы считаем, что в Красноармейске полу­чен очень хороший результат по организации профильного обучения. В ресурсных центрах с развитой материально-технической базой, полученной благодаря национальному обра­зовательному проекту, старшеклассники из деревенских школ получают возможность уг­лубить знания для того, чтобы поступать в ву­зы. И сегодня мы видим положительную тен­денцию по росту образовательной мотивации среди старшеклассников.

Не стану скрывать: на первых порах были трудности с адаптацией детей к новым усло­виям. Нелегко им было от привычного учите­ля попадать к другому, у которого еще и завы­шенные требования к знаниям. Но со слож­ностями психологического порядка в Красно­армейском справились. Пока дети привыкали к новому педагогу, в классе присутствовали их учителя. Подключили к работе школьного психолога, чаще стали проводить родительс­кие собрания, чтобы и родители не оставались в стороне от процесса.

Было, конечно, недовольство и со стороны учителей маленьких школ, потерявших свои учебные часы. Но работа школ по схеме сете­вого взаимодействия тем и хороша, что зас­тавляет преподавателя быть конкурентоспо­собным. Для этого он постоянно должен повышать свою квалификацию, изучать сов­ременные образовательные технологии и смежные специальности. Иначе в сельской школе Чувашии в наши дни нельзя.

 

 

 



"Российская газета"
26 апреля 2007
00:00
Поделиться
;