Красноармейский муниципальный округ Чувашской Республики Красноармейски муниципаллă округĕ

Сами не работают, и другим не дают

В конце нынешнего лета в окрестностях деревни Янгасы Красноармейского района можно было наблюдать странную картину. Комбайн вышел на поле убирать урожай, а перед ним люди с длинными палками тщательно прощупывали каждый квадратный метр земли. Что же искали "саперы" на хлебных полях?

По словам управляющего ООО «Бахча» Закиржона Махмадалиева, такая предосторожность оказалась отнюдь не лишней. На поле было обнаружено несколько металлических штырей, вбитых в землю. Они, по замыслу неустанов­ленных лиц, должны были вывести из строя единственный комбайн хозяйства. В 30-е годы подобное назвали бы вредительством, виновных достали бы из-под земли. Но в наши дни по поводу мелкопакостничества раздувать скандал не стали. Штыри убрали, хозяйство благополучно завершило уборку зерновых.

Неуютно «Бахче» в Янгасах. В феврале ны­нешнего года на территории бывшей конюшни, что буквально в двух шагах от деревни, вспых­нул пустовавший дом конюха. Когда-то он был колхозным, но недавно его передали в частные руки. По словам участкового уполномоченного милиции Андрея Макарова и главы админист­рации Красноармейского сельского поселения Владимира Шестакова, причиной пожара стал недогоревший уголь, оставленный после рас­топки печи. Но в Янгасах уверены это был поджог. Дополнительным доказательством этой догадки стал еще один пожар в мае нынешне­го года. Ни с того ни с сего сгорело крепкое здание самой конюшни. Спорить трудно. Как известно, снаряд дважды в одно место не па­дает. После второго пожара все перечисленные происшествия, кажущиеся случайными, выстро­ились е ряд. Так что же происходит в типичной чувашской деревне?

Не так давно Янгасы были «столицей» — цен­тром территориальной единицы со всей инфра­структурой. Администрация села, школа, Дом культуры, несколько ферм... Теперь многое из­менилось. Сельского поселения нет. Основная общеобразовательная школа закрылась. Ходят разговоры, что та же участь ждет и клуб. Факти­чески окончательно развалилось хозяйство. На его обломках не раз пытались создать что-то новое, но эти попытки, как правило, простым сельчанам ничего не давали, а приносили дивиденды лишь новым хозяевам в виде хором. Все, что можно, было разворовано. Оставалось только то, чего на руках унести нельзя, фермы, проржавевшая техника. По кирпичикам и винтикам разобрали бы и их.

Среди сельчан поднимать хозяйство из руин желающих не находилось. Кроме желания нужны ведь еще деньги. Или партнеры с деньгами. Уди­вительно, но такой человек с нужными связями в Янгасах нашелся. Это Закиржон Махмадалиев таджик по национальности, муж уроженки деревни Ирины. Молодые познакомились в дальних краях, в 1997-м приехали в Чувашию. Жили в Че­боксарах, потом переехали в Янгасы. В прошлом году в деревне появилось ООО «Бахча», прина­длежит оно азербайджанцам, обосновавшимся е Чебоксарах. Закиржон стал их представителем в Янгасах. Молодая фирма арендовала 200 гектаров земли, отремонтировала тракторы и комбайн. Кроме  земледелия  «Бахча»  начала заниматься овцеводством. При _ этом   внутрихозяйственные отношения управляющего 3. Махмадалиева и в его чебоксарских  партнеров настолько сложны, что в Янгасах об этом никто ничего не знает.  Словом, получилась азербайджано-таджикская  кооперация в чувашской глубинке. Ферма, где содержатся овцы числится за Махмадалиевыми, а на приобретение молодняка потратились чебоксарцы.

Как бы то ни было, этот совместный сельскозяйственный бизнес делает в Янгасах первые шаги, и он, как стало ясно, столкнулся с некоторым сопротивлением части местных жителей. Кондопогой тут и не пахнет, о межнациональных распрях речи нет. Тут совершенно другое, хотя «красный петух» уже клюнул, и штыри войны землю вбиты. Подобное происходит не только в Янгасах. По словам местных жителей, амбары, подвалы и другие объекты бывших колхозов горят и в окрестных деревнях. Мы, конечно, не утверждаем, что все они поджоги, но сами события наводят на эту мысль. Что за партизанщина такая?

Поговаривают, что местные жители крайне недовольны «захватом общего имущества, нажитого их отцами и дедами за многие годы». Захватывают, думают сельчане, приезжие коммерсанты и бизнесмены. Так ли это? Нет никакого секрета в том, что многие колхозы и совхозы успешно разваливались и разворовывались под мудрым руководством не приезжих, а до мозга костей своих, «родных» капитанов производства. Уцелели и удержались на плаву только те хозяйства, чьи руководители оказались порядочными людьми. Янгасы не относятся к тем деревням, которым в этом отношении сильно повезло. Основная часть колхозного имущества ушла в песок задолго до прихода южан-предпринимателей. Остались невостребованными лишь несколько полуразрушенных ферм, амбаров, сараев и неисправной техники. Ведь кто-то из местных мог бы отремонтировать их и начать вое дело! Никто не захотел. А вот как только нашлись желающие со стороны поработать на той земле, какие-то умники начали вставлять им палки в колеса. Получается, что неизвестные «защитники» народного добра действуют по странной логике: и сами не хотим работать, и другим не дадим...

 Поначалу не только эти неустановленные лица, но и многие жители были уверены, что в Янгасах появились очередные хозяева жизни, после которых остается только выжженная земля. Оттого такая настороженность. По словам 3. Махмадалиева и работников «Бахчи» Аслана Мулькулова, Хафиса Эйнуллаева, доказывать обратное можно только делами. Так, лед в отношениях начал таять, как только хозяйство сразу же выдало зарплату за работу на картошке.  Не ахти какие деньги, но сельчане и таких давно не видели. «Мы не хапуги, хотим обосноваться здесь надолго, чтобы всем было хорошо», не раз подчеркивали работники «Бахчи»  в беседе  с  корреспондентом  «СЧ».  В планах приезжих  земледельцев постепенное расширение обрабатываемых земель,  развитие овцеводства, которое, кстати, существует в районе только в Янгасах.  При этом ребята признались, что пришли «в чужой монастырь со своим уставом». Местное население опасалось, что приезжие агробизнесмены отгородятся от них высоким забором и не пустят скот на привычные луга. Поначалу так и пошло-поехало. Ограды возникли, недовольные появились. Потребовалось время, чтобы понять: земли и места хватит всем, главное не мешать друг другу, находить согласие. Жизнь ведь сложная штука. «Бахче», например, постоянно нужны сезонные рабочие руки. И сельчанам без «Бахчи» бывает трудно. «Нужна техника – выделим». Солому, зерно дадим, только давайте работать вместе», - говорит З.Махмадалиев, глядя на сгоревшую конюшню.

 

 



"Советская Чувашия"
16 сентября 2006
00:00
Поделиться
;