Меры безопасности при работе с банкоматами и устройствами самообслуживания
- При проведении операции с вводом ПИН-кода всегда прикрывайте клавиатуру, например, свободной рукой. Это не позволит мошенникам увидеть ваш ПИН-код или записать его на видеокамеру.
- Замки доступа по картам в специальные помещения, где устанавливаются банкоматы, не должны требовать ввода ПИН-кода. Если для прохода в помещение от Вас требуется ввести ПИН-код, не делая этого, обратитесь в Банк. Если Вы ранее пытались воспользоваться подобным устройством, рекомендуем Вам срочно заблокировать карту, позвонив по телефонам, указанным на устройстве или на обратной стороне Вашей карты, независимо от того, получили ли Вы доступ к банкомату или нет.
- До проведения операции в банкомате осмотрите его лицевую часть, в частности, поверхность над ПИН-клавиатурой и устройство для приема карты в банкомат. В этих местах не должно находиться прикрепленных посторонних предметов или рекламных буклетов. При обнаружении подозрительных устройств просим незамедлительно сообщить об этом сотрудникам филиала банка, обслуживающим банкомат, или по телефонам, указанным на устройстве или на обратной стороне Вашей карты. Операцию с использованием карты для получения наличных в банкомате в данном случае не проводить.
- При приеме и возврате карты банкоматом не толкайте и не выдергивайте карту до окончания ее прерывистого движения в картоприемнике. Неравномерное движение карты является не сбоем, а необходимым средством защиты Вашей карты от компрометации.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СХЕМЫ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА
- Обман по телефону: требование выкупа или взятки за освобождение якобы из отделения полиции знакомого или родственника.
- SMS-просьба о помощи: требование перевести определённую сумму на указанный номер, используется обращение «мама», «друг», «сынок» и т.п.
- Телефонный номер-«грабитель»: платный номер, за один звонок на который со счёта списывается денежная сумма.
- Выигрыш в лотерее, которую якобы проводит радиостанция или оператор связи: Вас просят приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить коды либо перевести крупную сумму на свой счёт, а потом ввести специальный код.
- Простой код от оператора связи: предложение услуги или другой выгоды – достаточно ввести код, который на самом деле спишет
средства с Вашего счёта.
- Штрафные санкции и угроза отключения номера: якобы за нарушение договора с оператором Вашей мобильной связи.
- Ошибочный перевод средств: просят вернуть деньги, а потом дополнительно снимают сумму по чеку.
- Услуга, якобы позволяющая получить доступ к SMS и звонкам другого человека.
ТАКТИКА ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИКОВ
Для общения с потенциальной жертвой мошенники используют либо SMS, либо телефонный звонок.
SMS – это мошенничество «вслепую»: такие сообщения рассылаются в большом объёме – в надежде на доверчивого получателя.
Телефонный звонок позволяет манипулировать человеком при разговоре, но при таком общении можно разоблачить мошенника правильным вопросом.
Цель мошенников – заставить Вас передать свои денежные средства «добровольно». Для этого используются различные схемы мошенничества.
Изъятие денежных средств может проходить разными способами. Вас попытаются заставить:
1. передать деньги из рук в руки или оставить в условленном месте;
2. приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить мошеннику коды карты;
3. перевести деньги на свой счёт и ввести специальный код;
4. перевести деньги на указанный счёт;
5. позвонить на специальный телефонный номер, который окажется платным, и с Вашего счёта будут списаны средства.
КАК ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА ПОПЫТКУ ВОВЛЕЧЕНИЯ В МОШЕННИЧЕСТВО
Мошенники очень хорошо знают психологию людей. Они используют следующие мотивы:
а. Беспокойство за близких и знакомых.
б. Беспокойство за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту.
в. Желание выиграть крупный приз.
г. Любопытство – желание получить доступ к SMS и звонкам других людей.
Чтобы противодействовать обману, достаточно знать о существовании мошеннических схем и в каждом случае, когда от Вас будут требовать перевести сумму денег, задавать уточняющие вопросы.
Телефонные мошенники рассчитывают на доверчивых, податливых людей, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания. Спокойные, уверенные вопросы отпугнут злоумышленников.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИКОВ
Если Вы сомневаетесь, что звонивший действительно ваш друг или родственник, постарайтесь перезвонить на его реальный мобильный телефон. Если телефон отключён, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями или близкими для уточнения информации.
Помните, что никто не имеет права требовать коды с карт экспресс-оплаты!
Оформление выигрыша никогда не происходит только по телефону или Интернету. Если Вас не просят приехать в офис организатора акции с документами – это мошенничество.
Не ленитесь перезванивать своему мобильному оператору для уточнения правил акции, новых тарифов и условий разблокирования якобы заблокированного номера.
Для возврата средств при якобы ошибочном переводе существует чек. Не возвращайте деньги – их вернет оператор.
Услуга «узнайте SMS и телефонные переговоры» может оказываться исключительно операторами сотовой связи и в установленном законом порядке.
ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ ПРАВИЛ:
- отметить в телефонной книжке мобильного телефона номера всех родственников, друзей и знакомых;
- не реагировать на SMS без подписи с незнакомых номеров;
- внимательно относиться к звонкам с незнакомых номеров.
Рекомендации по предотвращению телефонного мошенничества
Огородить себя от обмана можно очень просто — будьте бдительны, узнавайте больше информации о способах обмана. Аферисты не дремлют и придумывают все новые и новые схемы выманивания денег у горожан. При получении звонка/смс сообщения – не паникуйте, найдите способы проверить на достоверность информацию, полученную от незнакомцев.
Не торопитесь делать то, о чем вас просят по телефону.
Помните, к примеру, что при розыгрыше призов с вас не должны требовать денег, соблюдайте спокойствие, ведь паника и скоропалительные необдуманные действия – это то, на что рассчитывают мошенники. В случае, когда приходит смс или поступает звонок о том, что кто-то из ваших родственников в беде – постарайтесь найти людей, которые могут быть рядом или знают на данный момент местоположение близкого вам человека.
Паника в таких случаях – ваш злейший враг!
Старайтесь не раздавать свой номер телефона налево и направо, ведь информация может быть продана аферистам. Не давайте ваш телефон на улице при просьбе незнакомого вам человека позвонить.
- Во-первых, участились случаи краж телефонов таким образом;
- во-вторых, незнакомец звонком в одну минуту может завести ваш баланс на телефоне «в минус».
«Как не стать жертвой мошенников в социальных сетях?»
- Сегодня социальные сети – это замечательное изобретение человечества и очень популярное, особенно среди молодежи. Но, увы, социальные сети нельзя назвать безопасным способом общения. Общедоступностью социальных сетей пользуются всевозможные хакеры и мошенники. Как избежать все опасности, и не стать жертвой злоумышленников?
- Информации, находящейся на страницах пользователей достаточно, чтобы применить против жертвы различные приемы социальной инженерии
- Самая надежная защита, это конечно полный отказ от пребывания в социальной сети, но это не далеко не всегда возможно. Социальные сети появляются в удобный инструмент для ведения деловой переписки, проведения рекламных акций и другой деятельности.
- Вот один из случаев, происшедших в один из дней декабря 2015 года в г.Цивильске Чувашской Республики. Девушка назовем её «Т», находясь в социальной сети «В Контакте» получила сообщение от одного из друзей о том, что ему необходимо перечислить деньги с электронного кошелька на счет сберкарты и попросил номер счета её карты, чтобы их перечислить. Так как у «Т» на счету сберкарты не было денег, она согласилась назвать номер своей сберкарты. Через некоторое время её «друг», назовем его «Г» попросил прислать данные её паспорта, сказав, что он сделает перевод, и на номер её телефона будут приходить смс-сообщения, содержание которых она должна назвать ему. Не подозревая подвоха, «Т» выполнила просьбу «Г» и когда впоследствии она зашла в личный кабинет «Сбербанка онлайн», обнаружила пропажу денег со своих счетов сберкарты и сберкнижки. Только после этого «Т» обратилась в отдел полиции.
- В ходе выяснения обстоятельств оказалось, что страница её друга была взломана хакером, и с ней общался не её друг, а мошенник, который обманным путем получил её деньги.
- Во избежание подобных случаев, просим придерживаться несложных правил безопасного и комфортного общения в них:
- Обращайте внимание на ссылки, которые сбрасывают друзья, особенно незнакомые люди.
- В том случае, если вам приходит сообщение от друзей или незнакомых людей с просьбой предоставить данные паспорта, сберкарты, логины, пароли и идентификаторы, не выполнять их.
- Если есть необходимость использовать социальные сети в телефоне, применяйте официальные приложения тех социальных сетей, с которыми вы работаете
- Не используйте стандартные способы восстановления забытого пароля, и если возможность, привязывайте свою страницу к номеру своего телефона.
- Задумывайтесь над тем, что пишете в социальных сетях, какую информацию помещаете.