Красноармейский муниципальный округ Чувашской Республики Красноармейски муниципаллă округĕ

Биография Э.М.Юрьева

Элли Юрьев – автор герба и флага Чувашии, герба и флага Чебоксар, народный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства, член-корреспондент Всероссийского геральдического общества, почетный гражданин города Чебоксары.

Элли Юрьев родился 25 марта 1936 года в селе Исаково Красноармейского района. Его отец — известный чувашский журналист и поэт Михаил Юрьев
Воспитанный в Тбилисской академии художеств на грузинской школе живописи, графики и скульптуры, Элли Юрьев стал яркой личностью в геральдике, вексиллографии.

Искусствовед Юрий Викторов, автор монографии «Элли Юрьев. Художник и время» отметил на открытии выставки: «Юрьевым было оформлено более 400 изданий, он изменил художественно-эстетическое лицо чувашской книги. За что бы ни брался, все делал профессионально, изящно. Не зря его называют утонченным мастером-стилистом». Эстетство проявляется в каждом штрихе, даже самой грязно-черновой работе. Особенно это чувствуется в самом начале экспозиции, в зале, где представлены разработки всевозможных шрифтов и так называемых «водяных знаков», сеточек: миллиметровые засечки, аккуратные, дотошно-правильные шишечки хмеля… Главный государственный шрифт Элли разработал на основе грузинского  — сказалась учеба в Тбилисской академии художеств. Метаморфоза вычурных, буйных «горных» букв завершается стройным алфавитом из округло засеченных, покладистых, аккуратных (как это похоже на национальный чувашский характер!) букв. Создавал он шрифты без компьютера, как сейчас приятно, без специальной аппаратуры: вручную, штрих за штрихом, исправлял огрехи белилами. Так незримо и неуловимо Элли связал грузинский  и чувашский народы.

Юрьев брался за иллюстрирование прозаических сочинений, романов и новелл, требующих от художника обстоятельного рассказа, воссоздания местного колорита, картинного решения отдельной иллюстрации. В своих работах над поэмой Константина Иванова «Нарспи» он стремился передать ясный, светлый взгляд деревенской девушки на мир, стремление народа к свободе, воспевание красоты мира. Юрьева привлекали книги, где волнение и мечты не уводят в романтическую даль, которые любовь обычно представляют себе в образе красивой женщины, весну — как цветущий сад, оживленный птичьими голосами, которые даже в минуты горестных раздумий не забывают земного мира и милых сердцу живых существ. Само собой разумеется, что для того, чтобы оценить искусство книжной иллюстрации Юрьева, нужно держать книгу в руках и перелистывать страницы: все рассчитано, взвешено и найдено — и масштаб, и формат, и последовательность изображений, и характер бумаги, и техника печати, и особые приемы штриховки: когда параллельные линии, неожиданно сужаясь или утолщаясь, создают объемные фигуры. «Самой важной частью в своей работе Элли Михайлович считал линию. Их он проводил всю жизнь. Кистью, пером, карандашом, пастелью. Все эти линии сложились в его судьбу и остались на полотне жизни родной республики», — сказала на открытии выставки вдова художника Галина Юрьева.

Представление о Юрьеве, как о художнике книги, каллиграфе, рисовальщике, графике, иллюстраторе литературных произведений, трудно согласовать с представлением о лучезарно-красочном живописце, авторе широко выполненных, декоративных по общему впечатлению картин. Между тем Юрьев, особенно в свои последние годы, положил много сил на этот вид искусства. Юрьев в живописи — тот же график. Его рваные розовые облака, оранжевое небо утром, дымчатое — в сумерках и мглистое — ночью, осенняя листва —  словно заставки для рабочего стола компьютера, стандартный набор от Windows. От гармоничных сочетаниях цветов на листах, выполненных пастельными мелками, веет тоже же беззаботностью: глаз отдыхает от жесткой условности графики.